Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 98

Дата публикации: 15.08.2016

Девяносто восьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Наиболее существенным экономическим событием для РФ на минувшей неделе стала встреча президентов России и Турции. По её итогам был принят ряд решений, имеющих как региональное, так и глобальное значение: от нормализации торгово-экономических отношений до восстановления энергетических проектов, имеющих международное значение.
  2. Выступления лидеров двух стран после встречи дали много пищи для размышлений. Фактически по ним можно было заключить, что в ряде сфер снятие специальных экономических мер либо ожидается позже, либо же вообще не рассматривается в обозримом будущем. В частности, таким отложенным вопросом показалось участие турецких компаний и граждан в строительных подрядах на территории РФ, ну а снятие продовольственного эмбарго, судя по ряду признаков, не рассматривается в принципе (подробнее см. «Итоги российско-турецких переговоров в части отмены специальных экономических мер»).
  3. Однако после совместной пресс-конференции глав России и Турции, отдельные представители обеих стран стали делать заявления, которые подвергают сомнению сохранение продовольственного эмбарго даже до конца года. В частности, глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил о возможности отмены продовольственного эмбарго на турецкие продукты ещё до конца 2016 года, а глава МИД Турции Мевлюта Чавушоглу и вообще прямо заявил, что соответствующее обещание дал президент России Владимир Путин.
  4. Отмена продовольственного эмбарго в отношении Турции не очень вписывается как в логику принимаемых до сих пор действий, так и в концепцию протекционистской поддержки развития российского сельского хозяйства, однако, к сожалению, всё это ещё не является гарантией того, что подобное решение не будет принято. Если это всё-таки произойдёт, то подобное развитие событий станет крайне неблагоприятным для внутреннего производства продуктов питания в России.
  5. Более позитивным является то, что по итогам переговоров глав России и Турции было принято решение по возобновлению проектов «Турецкий поток» и строительства атомной электростанции «Аккую», которые не имеют таких рисков для российской экономики, как снятие продовольственного эмбарго.
  6. Также можно отметить, что продолжается прощупывание нефтяного рынка на предмет возможности всё-таки достичь договорённость по заморозке объёмов добычи. Ожидаемо об этом заявил Президент Венесуэлы Николас Мадуро, сообщивший, что Каракас уже начал консультации с Россией и рядом стран ОПЕК по стабилизации нефтяных цен. Как уже говорилось, на более-менее стабилизовавшемся рынке, по сравнению с ситуацией конца 2015 и начала 2016 года, наиболее сильные нефтедобывающие экономики чувствуют себя вполне приемлемо, что лишний раз подтверждается продолжающимися попытками Саудовской Аравии побороться за долю рынка демпингом. В таких условиях инициатива по заморозке цен исходит не от главных игроков, испытывающих сильные кризисные процессы в своей национальной экономике.
  7. Пожалуй, если инициатива заморозки объёмов добычи нефти так и будет исходить исключительно от игроков второго эшелона, то вряд ли стоит ожидать, что соответствующая договорённость в итоге будет достигнута. Хотя уже появляются реальные подтверждения деструктивного влияния низких нефтяных цен на всю нефтедобывающую отрасль (подробнее см. «Сокращение инвестиционных программ нефтегазовых компаний»).