Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Прожиточный минимум и экономическая безопасность России в начале 2015 года

Дата публикации: 15.04.2015

Последние кризисные процессы в российской экономике достаточно сильно ударили по благосостоянию населения. В частности, существует тенденция падения реальной заработной платы. Тем не менее, с точки зрения экономической безопасности граждан наибольший интерес представляют те индикаторы, которые описывают наименее защищённые слои населения, то есть базирующиеся на показателе прожиточного минимума.


На статистике по прожиточному минимуму базируется два наиболее распространённых индикатора экономической безопасности:

  • Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму. Нижнее пороговое значение — 3,5 раза.
  • Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всём населении. Верхнее пороговое значение — 7%.

В настоящий момент мы располагаем следующей статистикой:

Сразу же в официальных материалах Росстата приведён и показатель численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах к общей массе граждан страны, однако он равен 11,2, а значит рассчитывался, исходя из численности населения в 143,75 млн чел. (16,1/0,112), то есть без учёта Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Согласно последним данным, включающим результаты переписи на Крымском полуострове, население РФ составляет 146,27 млн чел, поэтому попробуем для расчётов использовать наиболее новое значение, хотя это и не совсем верно, так как прочие показатели не охватывают новые регионы.

Таким образом, мы получаем следующие результаты:

  • Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму: 27887,4/8234 = 3,39
  • Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всём населении: 16,1/146,27 = 11%

В итоге, заметно, что оба индикатора пробили границы безопасных областей, и это при том, что для второго индикатора мы даже сделали некоторую поблажку, увеличив делимое за счёт крымского населения, но это дало коррекцию лишь на 0,2%. Тем не менее, подобная ситуация наблюдается уже на протяжении долгого времени, что часто вызывает вопросы к адекватности принятых пороговых значений.

Именно поэтому часто ставится вопрос о большей показательности анализа динамики, и тут исследователей ожидает сюрприз. Если вспомнить аналогичные расчёты, которые мы проводили больше года назад, то они не то, чтобы на том же уровне, но ещё хуже. То есть можно констатировать, что кризис 2014-2015 годов пока не отразился на формальных показателях экономической безопасности в социальной сфере.