Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 63

Дата публикации: 14.12.2015

Шестьдесят третий выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На минувшей неделе совет директоров Международного валютного фонда утвердил реформу, позволяющую кредитовать допустившие дефолт страны. Причём, данное решение будет применено к ранее заключённым контрактам, что означает актуальность этой меры для украинского долга перед Россией. Фактически МВФ создал правовые основания для реализации одного из конфликтных сценариев развития ситуации вокруг долга Украины перед РФ (подробнее см. «Развитие ситуации вокруг украинского долга перед Россией»).
  2. После этого стало известно, что Россия уже готовит документы для обращения в суд по украинскому долгу, а президент России Владимир Путин поручил министру финансов Антону Силуанову подать в суд на Украину, то есть решение уже принято на высшем уровне и позиция России вполне однозначна.
  3. В свою очередь, премьер Украины Арсений Яценюк в свойственной агрессивной манере заявил, что Украина готова судиться с Россией из-за невыплаты долга. При этом, украинское правительство так до сих пор и не продемонстрировало какой-то конструктивный подход в виде попыток переговоров или чёткого обоснования нежелания платить. Отсылки к «стране агрессору» выглядят крайне странно, так как принципиального отказа по обязательством нет, а в остальном Украина до сих пор не привела никаких конструктивных доводов в пользу своей позиции.
  4. Вместе с этим, Евросоюз, устами главы представительства ЕС в Москве Вигаудаса Ушацкаса, призвал Россию в качестве жеста доброй воли списать 20% украинского долга. Это при том, что российский кредит предоставлялся по льготной ставки, так что все разговоры о приравнивании условий его погашения к условиям погашения долга перед коммерческими кредиторами должны сопровождаться повышением процента. Тем не менее, попытки ЕС в последний момент склонить Россию к компромиссу, вероятнее всего, означают, что в отношении устойчивости позиции Украины есть серьёзные опасения даже у её политических сторонников.
  5. Также на ушедшей неделе активно обсуждался вопрос продления антироссийских санкций ЕС. Дело в том, что сначала появилась информация, что Италия выступила против автоматического продления экономических санкций против России, которое должно было состояться 9 декабря. Рим потребовал «политического обсуждения» этого вопроса, то есть некой дискуссии с рассмотрением доводов за и против.
  6. Тем не менее, через некоторое время МИД Италии опроверг информацию о том, что Рим выступил против автоматического продления антироссийских санкций стран-членов ЕС и потребовал вынести этот вопрос на «политическое обсуждение». В ведомстве, однако, отметили, что «Италия всегда придерживалась позиции, что санкции не носят необратимого характера». То есть так и осталось непонятным, действительно ли автоматическое продление было блокировано Италией или кем-то ещё, просто это было решено не афишировать, или же данный вопрос в принципе не поднимался. Однако очевидно, что точки зрения членов Евросоюза по этому вопросу не отличаются однородностью.
  7. Кроме того, позже бывший министр транспорта Франции, а ныне депутат Национального собрания страны от Республиканской партии Тьерри Мариани вынес на рассмотрение парламента резолюцию об отмене санкций против России. В тексте документа подчёркивается, что антироссийские ограничения незаконны и вредят интересам Франции. То есть в политической сфере начинают фигурировать голоса против антироссийских санкций, что является знаковым моментом.
  8. Однако пока очень сильного лобби против продления антироссийских санкций всё-таки не заметно, поэтому вряд ли они будут сняты уже в начале 2016 года. Пока всё же силы, выступающие против санкций, представляются недостаточно консолидированными.
  9. Более того, экономическое давление на Россию может даже усилиться, так как премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что в ходе заседания правительства 7 декабря, обсуждались возможные меры в отношении России в ответ на санкции, введённые Москвой против Турции. То есть негативное влияние специальных экономических мер, принятых Россией против Турции, может не ограничиться последствиями снижения товарооборота, а усилиться осознанными контрсанкциями с турецкой стороны. Анкара заявляет, что остаётся открытой для переговоров с Москвой, однако введёт ответные санкции, если это будет необходимо.
  10. Остаётся неясной и ситуация вокруг блокады Крыма. С одной стороны, поставки электроэнергии были частично восстановлены, а «Правый сектор» даже заявил о выходе из транспортной блокады, с другой, глава крымско-татарского меджлиса Рефат Чубаров заявил, что энергетическая блокада Крыма будет возобновлена через две недели.
  11. Тем не менее, пока президент РФ Владимир Путин поручил возобновить поставки угля на Украину, увязав это решение с возобновлением украинских поставок электроэнергии в Крым. То есть Россия даёт понять, что энергетическая безопасность Крыма напрямую связана с энергетической безопасностью Украины, и посягательства на первую, будут сказываться на второй.
  12. Однако вместе с этим, Путин поручил разорвать все контракты на поставку электроэнергии с Украины после того, как энергомост из Краснодарского края в Крым будет запущен на полную мощность. То есть взят курс на обеспечение энергетической безопасности Крыма в полном объёме за счёт внутренних источников, что представляется абсолютно правильным, особенно ввиду слабой договороспособности украинской стороны.
  13. Также примечательные процессы наблюдаются внутри российской экономики. В частности, Минфин РФ выступил с серьёзными предостережениями в отношении существующих рисков исполнения федерального бюджета. Министерство утверждает, что риски увеличения дефицита существуют не только при сохранении цен на нефть на уровне 40 долларов за баррель, но и при её подорожании до 50 долларов. Учитывая эти факторы, Минфин предлагает начать экономить средства — сократить расходы и не трогать антикризисный фонд. Ну а после обвала нефтяных цен из-за пассивности ОПЕК, консервативная риторика Минфина ужесточилась до предела (подробнее см. «Опасения по выходу дефицита бюджета РФ за целевые установки и пороговые значения экономической безопасности»).
  14. В контексте этого, также примечателен тот факт, что глава Министерства здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что россияне способны позже выходить на пенсию, благодаря увеличению продолжительности активной жизни. То есть обосновывать, как минимум, допустимость повышения пенсионного возраста начинает уже не только Минфин, от которого это всегда ожидалось по умолчанию, но и так называемый социальный блок правительства, который как раз всегда выступал против любых инициатив, ухудшающих условия жизни населения.
  15. Также можно отметить, что в конце прошлой неделе совет директоров Банка России принял решение оставить ключевую ставку на прежнем уровне — 11%, а также появилась информация о намеренье наконец-то подтянуть до этого же уровня ставку рефинансирования. Нежелание же продолжить снижение ключевой ставки в ЦБ объяснили увеличением инфляционных рисков, хотя при этом подтвердили достаточно оптимистичный прогноз на уровне 6% по итогам 2016 и 4% по итогам 2017 года.
  16. На последок можно отметить интересную инициативу представителей банковского сектора, когда на недавнем совещании в Совете Федерации банки-участники экспертной группы по борьбе с отмыванием выступили с предложением, что Банк России должен лишать коммерческие банки лицензии по законодательству об отмывании денег через суд. То есть речь о том, что отзыв лицензии может быть осуществлён только после того, как факт причастности банка к отмыванию будет доказан в суде.