Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Продолжающееся наступление на продукты с ГМО под прикрытием продовольственной безопасности

Дата публикации: 14.11.2014

Согласно заявлению главы Роспотребнадзора РФ Анны Поповой, в российском правительстве обсуждается разработка программы запрета торговли продуктами, содержащими генетически модифицированные организмы. По её словам, «Сегодня исключено производство ГМО в РФ полностью, и возможно исключение из оборота». Ранее этот вопрос уже поднимался спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и тогда это подкреплялось безграмотной аргументацией про угрозы продовольственной безопасности.


Напомним, что в прошлый раз В. Матвиенко заявила об угрозе продовольственной безопасности от ГМО вместе с предложением создания Россией и Белоруссией жёсткой системы контроля за оборотом генетически модифицированных продуктов и ужесточением условий ввоза таких товаров. Тогда ещё можно было предположить, что это лишь предлог перейти к обсуждению потенциального сотрудничества в сфере селекции и семеноводства сельхозкультур. Однако теперь продукты с ГМО начинают выноситься на повестку дня как самостоятельная проблема, а не некий предлог и переговорная позиция.

К сожалению, подобное жонглирование серьёзными терминами способствует девальвации их значимости, тогда как в реальности продукты с ГМО имеют крайне отдалённое отношение к продовольственной безопасности как таковой. По большому счёту, формально данное понятие можно определить следующим образом:

Продовольственная безопасность —
способность национальной хозяйственной системы обеспечить население страны продовольствием не зависимо от наличия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Очевидно, что запрет производства продуктов питания с ГМО как таковой вообще скорей противоречит, нежели способствует обеспечению продовольственной безопасности. Поэтому огульное употребление данного термина в этом контексте просто безграмотно.

Судя по всему, государственные чиновники просто в недостаточной степени поняли статью 50 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая гласит буквально следующее:

«Продовольственная безопасность обеспечивается за счёт развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путём предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.»

Следует обратить внимание, что здесь продукты с ГМО как таковые не заявлены угрозой продовольственной безопасности. Угрозой является лишь бесконтрольное распространение пищевой продукции на их основе. И это ещё не говоря о том, что вообще-то сама Стратегия в отношении корректности формулировки угроз экономической безопасности вызывает серьёзные вопросы, поэтому воспринимать её как истину в последней инстанции явно не стоит.

Подводя итог, отметим, что продукты с ГМО, безусловно, можно рассматривать как потенциальную угрозу, но пока они таковыми не признаны экспертами с соответствующими компетенциями, абсолютно недопустимо заниматься инсинуациями с применением пафосной терминологии и аргументации из области комплексной экономической безопасности, так как подобным анализом также должны заниматься соответствующие специалисты.

(Использованы материалы Lenta.ru.)