Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Реальные источники подрыва энергетической безопасности Восточной Европы

Дата публикации: 13.10.2015

Некоторое время назад, заместитель руководителя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Марош Шефкович выразил опасение, что строительство в рамках проекта «Северный поток-2» подорвёт энергетическую безопасность Восточной Европы. Речь о том, что ввод в строй данного газопровода может полностью устранить Украину как страну-транзитёра. По его словам, правительства стран-членов ЕС пришли к выводу, что сохранение газового транзита через Украину имеет для блока «первостепенное значение».


Выступая в польском городе Сопот на пресс-конференции в рамках своего европейского турне по продвижению энергетической стратегии, он заявил:

«Нам нужно знать, существуют ли какие-либо намерения закрыть украинский транзит, что этот проект может значить для Украины и Восточной Европы.»

Соглашение по проекту «Северный поток-2» было подписано 4 сентября 2015 года. Его заключили «Газпром», E.ON, BASF/Wintershall, OMV, Engie и Shell. Проект предусматривает увеличение существующих мощностей в два раза, до 110 млрд куб. м, что составит почти 30% текущих потребностей Евросоюза. Поставки газа по нему планируется начать в 2019 году, когда истекает текущее соглашение между Россией и Украиной.

Особый интерес представляет то, что Марош Шефкович подчеркнул, что решение вопроса об энергетической безопасности должно охватывать все европейские страны, а не только некоторые из них. Это, судя по всему, завуалированный упрёк Германии, которая активно и пытается завязать на себя все газопроводы из России. Своё недовольство соглашением по «Северному потоку-2» уже высказали правительства Словакии, Польши и Украины.

Ряд средств массовой информации и специалистов пытаются в этом контексте выставить Россию главной угрозой энергетической безопасности Восточной Европы, но в действительности речь идёт не о каких-то деструктивных действиях РФ, а лишь об отсутствии единства энергетической политики внутри Европейского союза. То есть причина проблем лежит именно внутри ЕС, а Россия в равной степени остаётся таким же внешним партнёром что в случае «Северного потока-2», что в случае «Турецкого потока», что в случае «Южного потока».

(Использованы материалы РБК.)