Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 89

Дата публикации: 13.06.2016

Восемьдесят девятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. В качестве продолжения истории с тендером на разработку системы индикаторов экономической безопасности (подробнее см. «Заказ Минэкономразвития РФ на разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности») был проделан анализ компетентности участвовавших в нём организаций по формальным наукометрическим параметрам (подробнее см. «Базовая оценка научной компетентности организаций, претендовавших на разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности РФ»). В целом, можно констатировать, что впечатления наличия серьёзных внутренних компетенций ни один из участников конкурса не производит.
  2. Также на прошлой неделе появилась информация о смене практически всей руководящей верхушки в структурах ФСБ РФ, отвечающих за экономическую безопасность. В частности, рапорты об увольнении подали начальник Управления «П», обеспечивающего контрразведку на предприятиях промышленности, и руководитель Управления «Т», курирующего безопасность на объектах транспорта, а ранее, по имеющимся данным, в отставку подали глава Службы экономической безопасности и начальник управления «К», отвечающего за безопасность в сфере информационных технологий.
  3. Financial Times со ссылкой на собственные источники сообщила, что санкции Евросоюза в отношении России якобы будут продлены на полгода, поскольку поддерживающие их ослабление страны решили отсрочить рассмотрение своих требований до саммита глав ЕС в декабре. Пожалуй, вряд ли кто-то всерьёз сомневается в продлении антироссийских санкций. Главный интерес заключается в том, на каких именно внутренних договорённостях будет принято данное решение. Очевидно, что единства мнений по вопросу необходимости мер экономического принуждения России в ЕС нет, поэтому консенсус по данному вопросу возможен лишь путём неких взаимных уступок и соглашений.
  4. 10 июня, совет директоров Банка России принял давно ожидаемое решение о снижении ключевой ставки. Впрочем, снижение произошло на 0,5% — с 11% до 10,5%, что вряд ли окажет существенное влияние на доступность кредитных заимствований. Главным образом, данное решение скажется на ставках депозитов, а также обозначит общую приверженность ЦБ РФ курсу на снижение ставки.
  5. Довольно глупое заявление сделал председатель комитета по международным делам Государственной думы РФ Алексей Пушков, связавший прекращение вещания телеканала RT в Аргентине с проамериканской ориентацией властей. Фактически им было сказано: «Сразу, как главой Аргентины стал ставленник США, там решили вывести Russia Today из национального вещания. А не защитить ли наш рынок от их мяса?» Стоит понимать, что торговые санкции являются крайней мерой с точки зрения международного права и правил ВТО. В принципе, они допускаются, но лишь как мера защиты национальной безопасности. Очевидно, что проблемы с вещанием телеканала RT точно не подрывают национальную безопасность РФ, так что и лишний раз напоминать про санкции не стоит. В конце концов, итак де-факто ситуация с большим числом санкций и контрсанкций подрывает систему ВТО, ставя под сомнение её способность справляться с торговыми барьерами.
  6. Получило продолжение, а может даже и окончание, ситуация с угрозами Саудовской Аравии в отношении США по вопросу возможных санкций из-за причастности саудовского государства к терактам 11 сентября 2001 года. Директор ЦРУ Джон Бреннан заявил, что в засекреченной части доклада о расследовании терактов нет прямых доказательств причастности к нападениям правительства Саудовской Аравии, допустив, что 28-страничная засекреченная часть доклада будет обнародована в ближайшее время. Таким образом, нам не придётся оценить реальную готовность Саудовской Аравии ударить по США выводом своих суверенных фондов из американских активов в случае наложения на них санкций.