Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Инициатива участия ФСБ в процессе приватизации не была поддержена правительством

Дата публикации: 11.12.2014

В середине ноября 2014 года депутат Госдумы от «Единой России» Илья Костунов внёс в парламент законопроект, который обязывает ФСБ в обязательном порядке проверять претендентов на покупку крупнейших государственных активов в процессе приватизации. Согласно данной инициативе, ФСБ должно получить право проводить оперативно-розыскные мероприятия по проверке сведений, представленных претендентами для участия в сделках. Законопроект также запрещает офшорным компаниям и компаниям, подконтрольным офшорам, участвовать в приватизации. Однако разговоры об этом шли уже давно, в частности почти год назад данную идею явно высказал руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Ожидается, что это поможет «существенно повысить уровень прозрачности процесса приватизации», «обеспечить социальную стабильность и общественное одобрение [её] итогов», а также в целом защитить стратегические интересы и национальную безопасность РФ.


Согласно этому законопроекту, правительство или любой другой уполномоченный орган должен направлять в ФСБ копии всех документов участника и данные о приватизируемом имуществе в течение двух дней после получения заявки. Если ФСБ обнаружит, что действия компании создают «угрозу причинения вреда законным интересам государства» или другим участникам торгов, то известит об этом организатора и прокуратуру.

Впрочем, по имеющейся информации, данная законотворческая инициатива получила отрицательный отзыв из Белого дома. В документе за подписью руководителя аппарата правительства Сергея Приходько говорится, что нормы законопроекта, касающиеся новых полномочий ФСБ, недостаточно обоснованы.

Среди основных доводов против данной инициативы можно выделить следующие:

  • Сотрудники ФСБ получают доступ к информации, которая является конфиденциальной.
  • Наделение ФСБ дополнительными полномочиями влечёт увеличение нагрузки и может потребовать роста штата службы.
  • Существующее регулирование итак не препятствует проведению оперативно-розыскных мероприятий в случае возникновения угрозы причинения вреда интересам государства и прочих участников приватизации.
  • Ограничение круга претендентов на приватизируемые активы не позволит обеспечить прозрачность торгов и сузит круг их участников, что может привести к ограничению конкуренции.

Согласно федеральному бюджету на 2015-2017 годы поступления от приватизации должны последовательно составить 158,5, почти 100 и 3 миллиардов рублей. Возможно, Министерство экономического развития, которое отреагировало на данную инициативу резко отрицательно, просто не хочет вносить факторы, могущие снизить эти прогнозные числа.

Так или иначе, явные механизмы обеспечения научно-технологической и производственной безопасности РФ в процессе приватизации, действительно, отсутствуют. Разумеется, в ситуации вопиющих случаев ФСБ имеет достаточно полномочий для того, чтобы вмешаться, но вот её способность препятствовать осторожному поглощению и взятию под контроль стратегически важных активов вызывает некоторые сомнения.

(Использованы материалы РБК.)