Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Отток частного капитала из РФ за первое полугодие 2014 года

Дата публикации: 11.09.2014

За первые шесть месяцев 2014 года частными лицами из российской экономики было выведено 23 миллиарда, тогда как общий отток капитала составил 74,6 миллиарда долларов. То есть на частный капитал пришёлся 31% всего объёма выведенных средств. Причём здесь также наблюдается тенденция, когда пик отток пришёлся на первый квартал, хотя и разброс не такой большой — 13 миллиардов в первом и 10 миллиардов во втором, тогда как из всех 74,6 миллиардов в первом квартале было выведено 48,8 миллиардов, а во втором 25,8 миллиардов долларов.


Тот факт, что пик всё же приходится на первый, а не второй квартал, ставит под сомнение утверждение многих экспертов, которые объясняют рост оттока капитала экономическими санкциями. Как известно, в первом квартале 2014 года никаких санкций в отношении российской экономики введено ещё не было, а главным негативным макроэкономическим фактором в тот период было обесценение рубля.

Если сравнивать темпы роста оттока частного капитала относительно аналогичных периодов за прошлый год, то здесь также наблюдается перекос именно в сторону начала года: показатель первого квартала на 50% превосходит прошлогоднее значение, а второго всего лишь на 10%. То есть фактически структура оттока частного капитала в 2014 году вообще отличается от структуры 2013 года, что является лишним подтверждением точки зрения об исключительных факторах именно в первом квартале.

К слову, лидером по принятию выведенного из России частного капитала стала Швейцария — 3,3 миллиарда, тогда как в прошлом году туда ушёл лишь 1 миллиард долларов. То есть деньги фактически выводились просто в стабильную банковскую систему, характеризующуюся, в первую очередь, не доходностью, а безопасностью и стабильностью.

Таким образом, исходя из всего этого, можно утверждать, что отток частного капитала в большей степени обусловлен во-первых, достаточно стремительным ослаблением российского рубля, а во-вторых, мотивами личной финансовой безопасности, так как, вероятно, российские держатели достаточно крупных валютных счетов просто боялись повторения 1998 года, когда их долларовые активы «сгорели в огне дефолта». Безусловно, фактор экономических санкций нельзя полностью сбрасывать со счетов, но данные говорят за то, что он определённо не являлся основополагающим и доминирующим.

(Использованы материалы Lenta.ru.)