Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Итоги российско-турецких переговоров в части отмены специальных экономических мер

Дата публикации: 11.08.2016

9 и 10 августа 2016 года проходили российско-турецкие переговоры глав государств и представителей деловых кругов, которые являлись ключевым этапом нормализации отношений между двумя странами. Интересующиеся полным спектром поднятых вопросов и озвученных по ним позиций могут обратиться к стенограммам начала переговоров в узком составе, пресс-конференции по итогам переговоров и встречи с представителями деловых кругов России и Турции. Здесь же будет уделено внимание конкретно аспекту отмены специальных экономических мер, введённых Россией в отношении Турции, чтобы выделить из упомянутых материалов ключевые фрагменты по данному вопросу.


В самом начале, Владимир Путин дал понять, что вопрос восстановления торгово-экономических отношений является одним из ключевых пунктов повестки дня:

«У нас сегодня будет возможность поговорить и в узком составе, и в широком — по всему комплексу наших отношений, в том числе и по восстановлению наших торгово-экономических связей, по сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом.»

Однако на пресс-конференции по итогам переговоров глав государств комментарии Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана по вопросу отмены специальных экономических мер получили ряд принципиальных расхождений, которые дают основания полагать, что схема и сроки снятия санкций не являются полностью удовлетворительными для обеих сторон.

Владимир Путин в своём выступлении так прокомментировал вопрос экономических ограничений:

«Нам предстоит кропотливая работа по реанимации торгово-экономического взаимодействия. Этот процесс уже запущен, но он потребует определённого времени.

Особое внимание намерены уделять наращиванию инвестиций, товарных потоков, реализации перспективных проектов. Очень важно, что нас в этом поддерживают наши деловые круги. После пресс-конференции у нас будет ещё возможность подробно поговорить с руководителями крупных компаний двух стран. Имеем в виду поэтапно отменять введённые ранее специальные экономические меры в отношении турецких компаний, ограничения. По линии Правительства готовится проект среднесрочной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества на 2016-2019 годы.

Мы договорились с господином Президентом планомерно возобновлять работу основных механизмов взаимодействия. На осень намечена сессия смешанной Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Дано поручение профильным ведомствам двух стран в первой половине 2017 года провести встречу совместной группы стратегического планирования.

В связи с этим хотел бы отметить, что ключевое место в торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Турцией давно занимает энергетика. В этой связи мы обсудили крупные совместные проекты в этой области, продолжение работы над которыми потребует и конкретных политических решений. Кстати, отмечу, что определённые решения, о которых мы говорили ранее, турецкой стороной уже приняты по ряду крупных проектов — по таким, например, как строительство атомной электростанции «Аккую» и газопроводной системы «Турецкий поток».

На повестке дня также возвращение наших туристов в Турцию. В конце июня был отменён запрет на продажу российским гражданам турпутёвок в Турцию. Полагаю, выход на докризисный объём туристического потока — это только вопрос времени. Главное здесь — обеспечение турецкой стороной условий максимальной безопасности российских граждан, и такие гарантии мы от наших партнёров получили. В этой связи мы рассмотрели и возможность возобновления чартерного авиасообщения. Это, пожалуй, тоже дело техники и ближайшего времени.

В ходе переговоров затрагивался вопрос об отмене ограничений на привлечение турецких граждан и компаний к реализации строительных подрядов. Мы над этим работаем, решим это в ближайшее время. При этом хотелось бы отметить, что двустороннее сотрудничество по некоторым масштабным проектам вообще не прекращалось. К примеру, на конец года запланировано открытие движения по центральному участку автодороги «Западный скоростной диаметр» здесь, в Петербурге, которая возводится турецким генеральным подрядчиком и итальянской компанией совместно.»

В свою очередь, Реджеп Тайип Эрдоган дал следующий комментарий по данному вопросу:

«В результате тех переговоров, которые у нас состоялись сегодня, политические, социально-экономические, культурно-гуманитарные отношения между Россией и Турцией наконец будут выведены на заслуженный уровень, который был свойственен им до кризиса.

Кроме того, необходимо восстановить чартерное сообщение, воздушное сообщение между нашими странами, отменить те ограничительные меры, которые применяются в отношении турецких сельскохозяйственных товаров, открыть дорогу к деятельности турецких строительных подрядных организаций. Надеюсь, что мы все вместе шаг за шагом будем предпринимать все необходимые шаги в этом направлении.

И конечно, я бы хотел в особенности сказать о том, что мы готовы предоставить статус стратегической инвестиции проекту «Аккую», и по этому вопросу мы достигли договорённостей. Мы намерены развивать сотрудничество в сфере оборонной промышленности.

Что касается региональных вопросов России, Турции и Азербайджана, мы запустили механизм трёхстороннего формата, мы оцениваем это весьма положительно. Наряду с этим такие крупные, такие масштабные проекты, как строительство АЭС «Аккую», чрезвычайно важны, и нам нужно активно способствовать этому. Я надеюсь, что в результате этих шагов наша ось дружбы Москва – Анкара будет восстановлена.

Кроме того, «Турецкий поток» тоже будет осуществлён. Мы предпримем вместе с нашими заинтересованными министерствами и ведомствами необходимые шаги для того, чтобы обеспечить поставки российского газа в Европу по этому газопроводу.»

В итоге, можно заметить два главных различия:

Во-первых, Президентом России не сказано не единого слова в отношении отмены продовольственного эмбарго на турецкие сельскохозяйственные товары, тогда как Президент Турции явно упомянул это как желаемое действие российской стороны.

Во-вторых, в отношении ограничений на работу турецких граждан и компаний в российских строительных подрядах Президент России высказался довольно обтекаемо, лишь заявив, что над этим будет вестись работа. Президент же Турции поставил этот вопрос в общий ряд.

То есть из этого можно заключить, что Россия пока не намерена отменять продовольственную часть специальных экономических мер, а в отношении строительных подрядов допускается уступка, но либо не сразу, либо при выполнении каких-то дополнительных условий.

В секции вопросов аспект продовольственного эмбарго всплыл ещё раз, когда его вскользь упомянул Владимир Путин:

«Знаете, я бы добавил, что наше сотрудничество не ограничивается только энергетикой, ни газом, ни электростанцией — оно у нас достаточно разностороннее: это и машиностроение, и металлургическая промышленность, в прямом смысле торговля; много говорили мы сегодня о возобновлении поставок сельхозпродукции. Мы всё это будем делать в рамках тех планов, которые сегодня формулировали.»

То есть подтверждается, что вопрос снятия продовольственных санкций активно обсуждался, но факт отмеченных выше различий в комментариях глав государств, пожалуй, довольно конкретно характеризует степень продвижения в данном направлении.

Также характерно, что на последующей встречи глав двух государств с деловыми кругами России и Турции вопрос строительных подрядов ещё фигурировал, а вот вопрос продовольственного эмбарго в выступлениях президентов больше не поднимался.

Таким образом, можно констатировать, что по всем признакам в ближайшее время отмены продовольственной части специальных экономических мер в отношении Турции ожидать не стоит. Да и другие меры экономического принуждения будут сниматься поэтапно. В целом, это соответствует интересам России, так как именно поэтапная отмена санкций и длительное сохранение продовольственного эмбарго позволит извлечь из этого максимальный положительный эффект для российской экономики в долгосрочной перспективе.