Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Опасения по выходу дефицита бюджета РФ за целевые установки и пороговые значения экономической безопасности

Дата публикации: 10.12.2015

Осенью 2015 года, на совещании по экономическим вопросам, президент РФ Владимир Путин задал целевую установку по максимально допустимому дефициту бюджета, который в 2016 году не должен превысить 3% ВВП. В последствие данная установка была ещё раз повторена 3 декабря в ходе президентского послания Федеральному собранию. Однако уже 9 декабря министр финансов России Антон Силуанов выступил с заявлением, в котором высказал опасения в отношении выполнимости поставленной президентом задачи.


По мнению Силуанова, если не будет принято никаких мер, дефицит бюджета в 2016 году составит не 3%, а 5% ВВП. Он отметил, что в добавок к ранее заложенным 3% при текущих ценах на нефть экономика потеряет дополнительных 2%. Вызвано это заявление было очередным обвалом нефтяных цен, достигшим локального минимума с февраля 2009 года.

В рамках своего заявления министр финансов подчеркнул важность улучшения администрирования доходов и тщательного анализа расходов. Вероятнее всего, за этими словами в очередной раз скрывается рост налогов, повышение пенсионного возраста и сокращение военных расходов. При этом, увеличение налогового бремени может отрицательно сказаться на бизнесе, особенно в условиях падающего рынка, повышение пенсионного возраста не сможет дать эффект сразу в 2016 году, ну а сворачивание многих программ перевооружение будет губительно для военной промышленности, так как приведёт к прекращению финансирования в середине многих производственных циклов. В итоге, шаблонные рецепты представляются не самыми удачными, поэтому Минфину имело бы смысл более подробно рассказать о том, как он намерен оптимизировать бюджет с учётом максимальной компенсации негативных последствий.

Отметим, что дефицит бюджета в 3% ВВП — это не просто целевая установка президента на 2016 год, но и наиболее распространённое пороговое значение экономической безопасности, что добавляет остроты прогнозу Силуанова. Тем не менее, поскольку нефтяные цены являются крайне спекулятивными, то и оценки, основывающиеся на их прогнозе, также отдают высокой степенью спекуляции. В частности, текущие показатели дефицита российского бюджета являются более позитивными, чем это ранее закладывалось Минфином.

Всё это не означает, что шок низких цен на нефть не может стать существенным негативным фактором для российской экономики или что этого шока может не быть, это лишь означает, что Министерству финансов следует опираться на более глубокий анализ и предоставлять его результаты в более развёрнутой форме, чтобы их могло проверить экспертное сообщество.