Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 106

Дата публикации: 10.10.2016

Сто шестой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Некоторое бурление экспертного сообщества на прошедшей недели вызвали кадровые назначения и изменения в распределении обязанностей между Председателем Банка России и его заместителями. В частности, многие стали гадать, что именно означает переход курирования денежно-кредитной политики непосредственно к Эльвире Набиуллиной, тогда как раньше за это отвечал Дмитрий Тулин, назначенный после отстранения от данного направления Ксеньи Юдаевой. Тем не менее, нет никаких оснований считать, что данное событие приведёт к какому-то резкому изменению курса ДКП в РФ. Более того, позже газета «Ведомости» со ссылкой на неназванные внутренние источники в ЦБ РФ сообщила, что якобы в Банке России предполагается отделить банковское регулирование и надзорный блок от блока лицензирования и финансового оздоровления, ну а перераспределение полномочий между руководителями ЦБ — это движение в сторону построения единого регулятора для всех поднадзорных ЦБ организаций: централизуются и передаются те функции, которые уже можно объединить, пояснил один из собеседников «Ведомостей». То есть возможно перераспределение обязанностей вообще связано не с денежно-кредитной политикой в её широком смысле, а с банковским регулированием, поэтому Дмитрий Тулин и был освобождён от курирования ДКП, чтобы сосредоточиться на банковском регулировании и надзоре. Автором такое предположение было высказано ещё в самом начале, а позже нашло косвенное подтверждение (подробнее см. «Значение перехода денежно-кредитной политики в область ответственности Председателя Банка России»).
  2. Также на ушедшей неделе стали известны параметры проекта федерального бюджета РФ на 2017-2019 годы. В частности, интерес представляет то, что он свёрстан с учётом консервативной оценки, в том числе и в отношении сохранения санкционного режима. В проект также заложена среднегодовая цена на нефть на уровне 40 долларов за баррель, инфляция — 4% и курс рубля — 71,1 рубля за доллар к 2019 году, то есть ослабление относительно текущих значений. По большому счёту, это кризисные макроэкономические показатели, даже с некоторым ухудшением. То есть базовый прогноз не предполагает улучшение экономической конъюнктуры. В таких условиях обостряется необходимость реформирования национальной экономики, так как при текущей модели она не сможет демонстрировать достаточные темпы роста при подобных параметрах.
  3. Тем временем, соглашение членов ОПЕК о заморозке объёмов добычи и даже некотором их снижении привело к небольшому росту нефтяных котировок. Однако очевидно, что пока можно лишь говорить о спекулятивной реакции рынка, так как соотношение спроса и предложения на таком коротком временном интервале не способно существенно повлиять на цены. Помимо прочего, на 0,75% выросли котировки и американской марки WTI до уровня 50,21 доллара за баррель, а это один из ключевых индикаторов, так как существует опасение, что при существенном восстановлении нефтяных цен производители в США могут нарастить добычу и снова обрушить котировки.
  4. В свою очередь, Россия заявила о готовности поддержать меры по ограничению добычи нефти, в случае если ОПЕК согласует окончательное решение. Дело в том, что РФ до сих пор не принимала участия в данном процессе, и её представитель даже отсутствовал на том заседании стран-членов ОПЕК, на котором была достигнута предварительная договорённость о заморозке.
  5. Как и в прошлый раз, наибольшую активность в лоббировании стабилизирующих мер предпринимает Венесуэла. В частности, президент этой страны Николас Мадуро, судя по всему, занялся челночной дипломатией и заявил о своём намерении в ближайшее время провести встречу с президентом России Владимиром Путиным. Есть все основания считать, что одним из ключевых вопросов будет как раз присоединение России к заморозке объёмов нефтедобычи. Позже, министр нефти Венесуэлы Эулохио Дель Пино заявил, что Россия присоединится к встрече членов ОПЕК на следующей неделе, в ходе которой будут обсуждены детали сделки по сокращению объёмов добычи нефти. Ну а министр энергетики Алжира Нуреддин Бутерфа сообщил, что члены ОПЕК могут договориться о сокращении производства нефти ещё на 1%, если в ходе ноябрьского саммита сочтут положение дел на рынке недостаточно стабильным. То есть в очередной раз предпринимается попытка консолидировать усилия нефтедобывающих стран и всё же добиться восстановления котировок хотя бы на уровень 60 долларов за баррель, который некоторыми специалистами называется оптимальным для всех участников рынка.
  6. Стали известны подробности нового меморандума Украины о сотрудничестве с Международным валютным фондом, в рамках которого она обязалась принять до конца 2016 года закон о пенсионной реформе, в частности, повысить пенсионный возраст и ужесточить условия для досрочного выхода на пенсию. Также на Украину наложены обязательства по созданию механизма ежеквартального пересмотра тарифов ЖКХ. Фактически всё это создаёт условия, когда шоки в национальной экономики должны перекладываться на население страны. Это стандартная практика реформ МВФ, которые данный международный институт активно навязывает всем государствам с переходной экономикой. К сожалению, текущая финансовая ситуация Украины такова, что у неё практически не остаётся выбора, так как чрезмерная зависимость от финансовой помощи МВФ обуславливает частичную утрату суверенитета в экономической политике.
  7. Появилась информация о подготовке правовых претензий к США, после принятия там закона о возможности граждан подавать в суд на Саудовскую Аравию в связи с терактами 11 сентября. В частности, группа активистов «Арабский проект в Ираке» направила запрос в иракские парламент и правительство с просьбой подготовить законопроект, дающий возможность семьям иракцев, погибших во время вторжения США в страну в 2003 году, потребовать от Вашингтона компенсации за смерть кормильцев. Формально напрямую это не связано с законом США о снятии с Саудовской Аравии правового иммунитета, но вполне очевидно вдохновлено как раз этим прецедентом, созданным самими Соединёнными Штатами. Именно об этимх правовых рисках и предупреждал Барак Обама, критикуя преодоление своего вето в отношении данного закона.