Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Некорректные попытки представить падение рынка углеводородов в качестве структурной перестройки российской экономики

Дата публикации: 09.06.2016

9 июня 2016 года, состоялось очередное заседание Правительства РФ, на котором был рассмотрен ряд вопросов, том числе итоги исполнения федерального бюджета за I квартал 2016 года. В процессе обсуждения этой части повестки дня, членами правительства был высказан ряд соображений, касающихся зависимости бюджета России от экспорта углеводородов, которые выявляют некоторые принципиальные проблемы анализа данного явления. Фактически председателем правительства Дмитрием Медведевым была допущена одна грубая методологическая ошибка в оценки уровня диверсификации российской экономики, которая способствует занижению степени данной проблемы.


В своём вступительном слове, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев отметил следующий момент:

«Сохраняется важная тенденция прошлого года: доходная часть федерального бюджета уже примерно на две трети (почти на 66%) обеспечивается за счёт отраслей, которые не связаны с добычей нефти и газа. В основном это налоговые поступления от налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, вывозная таможенная пошлина. Доля нефтегазовых доходов, соответственно, уменьшается, сейчас она составляет практически одну треть. Напомню, что ещё ровно год назад она была 45%, а до этого ещё больше.»

То есть Дмитрий Медведев утверждает, что снижение доли нефтегазовых доходов бюджета является позитивной тенденцией, демонстрирующей снижение степени зависимости российской экономики от сырьевого экспорта. Однако при этом не учитывает тот факт, что данное изменение происходит на фоне падающего рынка углеводородного сырья, а также на фоне сокращения всей российской экономики. То есть происходит общее падение национальной экономики и ключевых её отраслей, что абсолютно точно нельзя записывать в позитивные тенденции.

Тем не менее, председатель правительства всё же после этого заметил, что определённое влияние на это оказало падение мировых цен на нефть, но всё же не счёл это достаточным основанием для придерживания позитивных оценок:

«Справедливости ради надо отметить, что в определённой степени это объясняется и динамикой цен на нефть и газ. Но вместе с тем эти сдвиги показывают, что постепенно меняется и структура нашей внешней торговли, а стало быть, есть и позитивные сдвиги в реальном секторе. Такие изменения обязательно нужно поддерживать.»

Видно, что фактор падающей национальной экономики Дмитрий Медведев вообще не учитывает и использует крайне формальный узкий подход, оценивая лишь структуру внешней торговли. Это является грубейшей методологической ошибкой, так как на фоне падения экономики вообще некорректно рассуждать на тему позитивности более быстрого падения какого-то из параметров.

Если бы данное изменение произошло в следствие опережающего роста других отраслей, то тогда можно было бы отчитываться о позитивных изменениях, в текущих же условиях заявления подобного рода выглядят неуклюжей попыткой найти позитив там, где его нет.

Стоит отметить, что выступавший следом за Дмитрием Медведевым министр финансов Антон Силуанов также отметил данную тенденцию, но вполне однозначно отнёс её на счёт падения нефтяных цен без добавления каких-либо псевдопозитивных оценок. Более того, он честно отметил, что и ненефтегазовые доходы бюджета также продемонстрировали сокращение:

«В части доходов отмечается значительное снижение нефтегазовых доходов — на 3,4 процентных пункта ВВП к прошлому году. Безусловно, это связано со снижением цен на нефть.

Сокращение к прошлому году произошло и по ненефтегазовым доходам — на 0,5 процентного пункта ВВП. Преимущественно это связано со снижением неналоговых и безвозмездных поступлений, в том числе снижением трансферта на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, а также со снижением доходов от размещения средств резервного фонда и ФНБ, поскольку мы начинаем уже тратить эти ресурсы.»

Таким образом, можно констатировать, что отдельные лица пытаются использовать факт падения нефтегазовых доходов бюджета в условиях кризиса в качестве якобы позитивного процесса снижения зависимости российской экономики от сырьевого экспорта. Они используют бухгалтерский подход для оценки категорий, требующих совершенно иных методов анализа.

Стоит понимать, что в случае восстановления нефтяных цен, нефтегазовые доходы бюджета также пропорционально возрастут, так что говорить о какой-либо структурной перестройки российской экономики не приходится. Такая структурная перестройка может произойти лишь в следствие естественного опережающего роста других отраслей, чего пока в должной степени не происходит, а наоборот национальная экономика до сих пор прибывает в состоянии кризиса и ещё не вернулась на докризисные уровни.