Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 84

Дата публикации: 09.05.2016

Восемьдесят четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Горячей темой прошлой недели стала статья президента США Барака Обамы, в которой он подчеркнул важность продвижения выгодных для его страны международных торговых соглашений, а также сделал ряд нападок в адрес Китая и заявил, что «другие страны должны играть по правилам, которые устанавливает Америка». Многие отреагировали на данный материал крайне болезненно, в том числе Китай, который заявил, что правила торговли должны устанавливать все страны, а не единолично США. Однако в действительности эта статья Обамы была направлена внутрь, а не наружу США, и решала чисто внутриполитические задачи. Что же касается агрессивной риторики, то в ней в сущности нет ничего нового (подробнее см. «Почему призыв Барака Обамы к диктату правил мировой торговли не представляет большого интереса»).
  2. Тем временем, проблемы, связанные с заключением торговых соглашений, у США есть не только в отношении Транстихоокеанского торгового партнёрства, а и в отношении Трансатлантического инвестиционного и торгового партнёрства. Дело в том, что на прошедшей неделе всплыли некоторые документы и факты, говорящие, что Америка активно давит на ЕС, пытаясь заставить Евросоюз подписать соглашение с рядом невыгодных для него условий.
  3. Госсекретарь внешней торговли Франции Маттиас Фекль даже заявил, что переговоры о создании Трансатлантической зоны свободной торговли между Евросоюзом и США могут быть сорваны. Франция является одним из главных оппонентов США в этой сфере, пытаясь отстоять ряд защитных положений для своего сельского хозяйства.
  4. Также возобновилось обсуждение инициативы о расширении списка постоянных членов Совета Безопасности ООН. В частности, в ходе неофициального пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН российский дипломат заявил, что Москва допускает расширение состава постоянных членов Совбеза ООН при проведении реформы этого органа. До определённой степени эта ситуация напоминает попытки реформировать состав директоров МВФ, только в случае Совбеза Россия является доминирующим игроком, а в случае МВФ — аутсайдером. Выразив согласие с потенциальной возможностью реформирования Совбеза ООН, Россия подчеркнула последовательность своей международной политики, исходящей из необходимости учёта современного расклада сил в геополитике и геоэкономике.
  5. Ещё одним важным сюжетом прошлой недели стала ситуация вокруг заморозки объёмов нефтедобычи. Дело в том, что по информации Bloomberg, члены ОПЕК, ранее сорвавшие соответствующие переговоры в Дохе, перестали рассматривать варианты с заморозкой добычи нефти, так как текущие изменения на рынке делают такой шаг ненужным. То есть это подтверждает ранее высказанную нами версию, что заморозка была сорвана из-за итак достигнутого роста котировок: толи на ожидании, толи на каких-до других факторах, которые не до конца понятны.
  6. Вместе с этим, директор по международным связям Национальной иранской нефтяной компании Мохсен Камсари заявил, что Иран, ранее отказывавшийся присоединиться к заморозке добычи нефти, уже достиг желаемого уровня производства и теперь готов наконец-то взять на себя обязательства по ограничению дальнейшего его роста. Однако получается, что это уже никому не нужно.
  7. Впрочем, если в конце мая или начале июня произойдёт откат нефтяных котировок, то нефтедобывающие страны вполне могут вернуться к инициативе заморозки. Благо на июнь уже запланировано соответствующее совещание.
  8. Тем не менее, ряд факторов свидетельствует о долгосрочном восстановлении нефтяного рынка. В частности, Саудовская Аравия увеличила цену нефти для азиатских рынков на максимальную величину с апреля 2015 года, что как раз косвенно может свидетельствовать о восстановлении спроса в этом регионе и об окончании ценовой войны.
  9. Впрочем, нефтяная политика Саудовской Аравии является довольно опасным индикатором из-за своей слабой предсказуемости. В частности, странная история с поведением саудовской делегации на конференции в Дохе получила продолжение в виде увольнения министра нефтяной промышленности страны Али аль-Наими, который занимал свой пост с 1995 года. Это может косвенно свидетельствовать о наличии в политических кругах Саудовской Аравии каких-то внутренних процессов передела зон влияния, в течение которых действия на международной арене могут носить вторичный характер и обуславливаться исключительно внутриполитическими факторами.
  10. Впрочем, новый глава министерства энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что страна продолжит нынешнюю политику в нефтяной сфере. Однако до конца остаётся непонятным, какая именно политика из последних считается текущей, а какая случайными колебаниями из-за передела зон влияния.
  11. Однако наиболее существенным фактором укрепления нефтяных цен может стать то, что разведка нефтяных месторождений в 2015 году упала до минимального более чем за 60 лет уровня и указывает на потенциальную нехватку запасов углеводородов в ближайшее десятилетие. То есть низкие цены на нефть нарушили инвестиционный цикл, когда высокие доходы финансировали разведку новых месторождений. Теперь может образоваться разрыв, который приведёт к резкому росту цен, когда разведанные месторождения начнут иссекать, а новых месторождений в достаточном количестве не окажется. Это то, чего многие специалисты боялись и что может стать реальностью уже через несколько лет.