Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 19

Дата публикации: 09.02.2015

Девятнадцатый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Согласно совместному коммюнике глав МИДов России, Индии и Китая (Сергей Лавров, Сушма Сварадж и Ван И соответственно), ими была выдвинута инициатива реформирования международной финансовой системы. В первую очередь, главы внешнеполитических ведомств предлагают увеличить квоты развивающихся стран в Международном валютном фонде. По большому счёту, об речь об этом шла уже давно, но сейчас развивающиеся страны явно выходят на траекторию активного лоббирования данных идей. Поскольку на сегодняшний день МВФ явно не соответствует структуре современных мирохозяйственных связей и в большей степени продолжает обслуживать интересы западных развитых экономик, то к этому международному институту появляется всё больше вопросов.
  2. Продолжается рост объёма суверенных фондов России. В частности, в январе 2015 года, Резервный фонд вырос на 18,6% до 5,865 триллиона рублей, а Фонд национального благосостояния на 16,3% до 5,102 триллиона рублей. Разумеется, увеличение объёма фондов объясняется переоценкой активов на фоне продолжающейся девальвации национальной валюты, а не какими-то реальными достижениями российской экономики. Тем не менее, поскольку расходы бюджета рассчитываются всё же в рублях, то некоторую часть курсовой прибыли вполне можно было бы направить на бюджетные нужды, вместо секвестирования ряда статей расходов.
  3. Рост цен на лекарства за январь, по расчётам Минздрава, составил 15%, что в несколько раз превышает общую потребительскую инфляцию. Это означает, что действуют либо фактор монопольного повышения цен, либо фактор сильной зависимости от зарубежных поставок, либо оба этих фактора одновременно. В любом случае, можно однозначно говорить о серьёзной угрозе национальной экономической безопасности либо в научно-технологической, либо в макроэкономической сферах. Кризис показывает, что российская экономика не готова к ряду специфических шоков, которые относятся к крайне чувствительным аспектам благосостояния населения страны.
  4. Появилась информация, что Саудовская Аравия обещала сократить добычу нефти в обмен на отказ Кремля от поддержки сирийского президента Башара Асада. Разумеется, официальными представителями стран данная информация была опровергнута, однако это уже не первый информационный слив, касающийся шантажа России со стороны Саудовской Аравии. Пару лет назад уже появлялась информация об их предложении посодействовать сдерживанию террористических организаций от терактов во время олимпиады в Сочи. Насколько все эти данные имеют под собой основания говорить без инсайдерской информации достаточно сложно, однако настораживает сам факт такого частого появления однотипных слухов относительно специфики дипломатических переговоров РФ и Саудовской Аравии.
  5. Как стало известно, Дания вслед за Швейцарией может отвязать свою валюту от евро. В датском Центробанке сообщают, что крона становится слишком сильной и регулятор более не может удерживать существующую планку. ЦБ также ожидает, что в скором времени увеличится число желающих инвестировать в крону, чтобы снизить валютные риски. Всё это является ничем иным, как сигналами затяжного кризиса еврозоны. Валюта ЕС слишком сильно проседает на фоне внутренних деструктивных процессов, поэтому перестаёт быть международным бенчмарком.
  6. Европа в очередной раз продемонстрировала бездарность своих специалистов по экономическому принуждению, включив в список товаров, запрещённых к ввозу в Россию, мышеловки. Всё это является либо неразборчивостью европейских чиновников, либо каким-то сюрреалистическим планом, основывающемся на намеренье нанести через «научно-технологические санкции» удар по российской продовольственной безопасности. Только вот мышеловки не являются хоть сколько-нибудь сложной технологией, поэтому всё, чего такими мерами сможет добиться ЕС, так это потери российского рынка для европейских производителей данных товаров, которые будут практически безболезненно заменены либо азиатскими, либо российскими.
  7. На ушедшей недели цены на нефть североморской марки Brent продемонстрировали существенный рост на фоне публикации отчёта Baker Hughes. Согласно его данным, за неделю число буровых установок в США снизилось на 83 платформы до 1140 штук. Это стало самым низким показателем с декабря 2011 года. То есть возможно снижение нефтяных цен всё же запустило механизм схлопывания внутреннего американского энергетического сектора.