Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 49

Дата публикации: 07.09.2015

Сорок девятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. В условиях экономической неопределённости, правительство России, судя по всему, решило вернуться к практике 2009 года и принять бюджет сроком не на 3, как обычно, а только на 1 год. При этом, в бюджет всё равно закладывается достаточно низкая цена на нефть, поэтому остаётся непонятным, в чём же именно правительство видит неопределённость: в риске ещё большего падения нефтяных цен или в каких-то других неназываемых факторах?
  2. Тем временем, Резервный фонд России на 1 сентября 2015 года составил около 4,7 миллиарда долларов, что на 10% больше, чем на начало августа. Остатки средств на счетах составили 31,5 миллиарда долларов, 28,27 миллиарда евро и 4,73 миллиарда фунтов стерлингов. Доход от размещения средств фонда составил 50 миллионов долларов. То есть суверенные фонды РФ чувствуют себя относительно неплохо, однако правительство по-прежнему не очень охотно идёт на поддержку падающей экономики за счёт этих средств.
  3. Вместе с этим, ситуация в российской экономике продолжает ухудшаться, что в частности проявляется в сильном росте темпов инфляции. С начала года она достигла уровня в 9,7%, а в августе продемонстрировала высокие положительные значения и динамику роста, что для этого периода нехарактерно. На фоне этого Минэкономразвития обвинило Росстат в некорректности их методологии расчёта инфляции, что наталкивает на ряд интересных соображений (подробнее см. «Дискуссия вокруг реального уровня инфляции внутри Минэкономразвития РФ»).
  4. Ушедшая неделя также принесла ряд интересных новостей в отношении мирового рынка нефти. Судя по всему, основные нефтедобывающие страны уже готовы к обсуждению возможных мер для стабилизации рынка, а в перспективе фиксации цен на более высоком уровне. В частности, президент Венесуэлы Николас Мадуро предложил Владимиру Путину обсудить ситуацию на мировом рынке нефти, а ОПЕК выпустила заявление, которое также можно трактовать как предложение странам, не входящим в картель, задуматься над возможностью переговоров (подробнее см. «Призыв ОПЕК к объединению всех нефтедобывающих стран для противостояния падению цен»).
  5. Продолжается постепенное прощупывание финансовых рынков на предмет отказа от доллара как от валюты международных расчётов. Причём, в этот раз инициативу подобного рода проявила не какая-то страна, являющаяся геополитическим соперником США, а Япония, считающаяся как раз их геополитическим союзником. В ходе Восточного экономического форума Япония предложила России использовать в расчётах иену для минимизации рисков. Пока судьба этого предложения неизвестна, так как оно ещё обдумывается российской стороной.
  6. Развивается сага в отношении украинского долга перед Россией. В этот раз с громким заявлением выступил уже президент Украины Пётр Порошенко, который заявил, что Украина не намерена создавать для России особые условия погашения долга. Кредит в 3 миллиарда долларов Киев собирается погашать на тех условиях, которые были разработаны на переговорах с комитетом кредиторов. Тот факт, что Россия не входила в состав данного комитета и вообще не получала каких-либо официальных предложений от Украины, судя по всему, считается несущественным.
  7. Очевидно, что подобная позиция украинского руководства не имеет ничего общего с нормами международного коммерческого права. Никто не имеет права в одностороннем порядке изменять условия кредитов. Однако такая смелость украинского президента, по всей видимости, объясняется какими-то предварительными договорённостями, которых он мог достичь в ходе встречи с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард. По итогам этих переговоров, руководитель МВФ рассказала, что статус российского долга определит совет директоров Международного валютного фонда. Возможно Порошенко получил основания надеется, что долг перед Россией будет классифицирован всё-таки как долг перед частными инвесторами, а значит дефолт по нему не повлечёт за собой прекращение поддержки МВФ.
  8. При этом, надо отметить, что украинским руководством используется крайне сомнительная риторика. Буквально Порошенко заявляет: «Ни при каких обстоятельствах Россия не будет поставлена в более привилегированные условия, чем другие кредиторы Украины». Очевидно, что термин «привилегированные условия» является подменой понятий, так как Россия не претендует на какой-то пересмотр ранее достигнутых договорённостей, а выступает лишь за выполнение всех обязательств на изначально оговорённых условиях. По какой-то причине, украинское руководство предпочитает именно такой тон обсуждения этой проблемы, вместо выдвижения каких-то конкретных предложений или честного признания того, что просто взят курс на признание этих облигаций долгом перед частными инвесторами, а не перед государством.