Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Исследование коррупции в сфере крупных государственных заказов в 2013 году

Дата публикации: 07.05.2014

Согласно исследованию Национальной ассоциации институтов закупок, в 2013 году с нарушением свободного доступа к госзаказам прошло порядка 38% крупнейших сделок по госзакупкам на суммы более 1 миллиардов рублей. Всего за 2013 год было размещено 233 таких лота на общую сумму 574 млрд рублей, из которых 88 прошли с нарушениями.


Почти 70% контрактов были заключены с единственным поставщиком, что не является прямым нарушением, но служит определённым сигналом.

Бо́льшая часть нарушений, а именно 27% заказов, связана с неправильным размещением документации, которую публикуют либо частично, либо с опозданием. В результате, компании либо не получают информацию о проходящих закупках, либо получают её с критическим опозданием, выигрывает же аффилированная структура. Главным образом, такие сделки практиковались в 2013 году «Роскосмосом» и в сфере дорожного строительства.

Около 5% сделок проходят в предельно сжатые сроки. В частности, такую схему часто практикует Министерство здравоохранения, причём на систематической основе. Так, в 2012 году это ведомство провело ряд сверхдорогих закупок медикаментов на несколько миллиардов рублей, в которых были указаны сжатые сроки поставки (15-20 дней) в 95 мест по всей России. Особым условием шёл штраф в 10% от стоимости недопоставленного товара при нарушении сроков. Ну а в 2013 году ситуация повторилась. Очевидно, что для выполнения такого контракта, следует заранее закупить необходимое количество только что изготовленных медикаментов, так как дополнительно установлены требования по сроку годности продукции.

С 1 января 2014 года вступил в силу новый закон о Федеральной контрактной системе, который предполагает обязательную процедуру общественных обсуждений для всех сделок на сумму свыше 1 миллиарда рублей. Ожидается, что это должно способствовать прозрачности государственных закупок и снижению коррупции в этой сфере за счёт общественного контроля.

Уже известны первые успешные кейсы. Так, департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа из всего технического задания представил только некоторые документы, но после замечаний экспертов, ему пришлось опубликовать недостающую документацию. По итогам аукциона начальная цена этого контракта, равнявшаяся 3,7 миллиарда рублей, сократилась до 2,7 миллиардов. Ну а Департамент Москвы по конкурентной политике сэкономил 5,2 миллиардов рублей, что составляло 11% от суммы заказов, когда привёл в порядок документы по закупке услуг по обращению с крупногабаритным мусором.

Обсуждение будет начинаться уже на этапе планирования, по его итогам можно будет отменить закупку, кроме того, установлено, что очный этап общественного обсуждения должен проводиться исключительно по местонахождению заказчика, так как известны прецеденты, когда очный этап объявлялся в каких-либо труднодоступных местах.

(Использованы материалы РБК daily.)