Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 1

Дата публикации: 06.10.2014

Первый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На прошедшей недели рублёвый курс доллара обновил свой локальный исторический максимум. В целом, это довольно ожидаемо, так как Банк России некоторое время назад подтвердил свою приверженность идеи отказаться от поддержки рубля к 2015 году. В общем-то валютных интервенций итак уже достаточно давно не проводилось, так что текущее ослабление рубля вызвано не столько каким-то спекулятивным давлением на национальную валюту, сколько объективными макроэкономическими факторами.
  2. ЕС перенёс создание зоны свободной торговли с Украиной на 2016 год. В контексте того, что весь этот процесс обязывал Украину провести достаточно дорогостоящую модернизацию собственной хозяйственной системы, можно сказать, что при текущем положении в её национальной экономике это хорошие новости даже для яростных сторонников евроинтеграции.
  3. Евросоюз на ушедшей неделе оставил в силе экономические санкции, введённые им в отношении России. Тем не менее, сам факт того, что этот вопрос поднимался и всерьёз рассматривался говорит о том, что ЕС далеко не в восторге от того, что приходится участвовать в экономическом противостоянии с РФ. Вряд ли у кого-то есть сомнения, что Россия согласиться отменить своё решение о признании крымского и севастопольского референдума о независимости и последующем принятии республики Крым и города Севастополь в состав РФ, но не смотря на это, отмена санкций по-прежнему находится на повестки дня, а значит Евросоюз уже на пути поиска вариантов нормализации отношений с Россией.
  4. Появились слухи о возможности введения в России контроля за трансграничным движением капитала, однако ЦБ и Минфин сразу заявили об отсутствии таких планов. Пожалуй, это, действительно, на текущем этапе представляется маловероятным, к тому же ввиду курса на либерализацию денежно-кредитной политики. Данная мера могла бы быть оправданной в условиях существенно более жёстких санкций, нежели сейчас, но пока наоборот заметно движение в сторону отмены даже тех, которые имеются.
  5. Правительство добилось права сократить расходы на майские указы Путина. Пожалуй, эта история не столько про невозможность выполнять взятые предвыборные социальные обязательства, сколько про неграмотное целеполагание российской экономической политики. Фактически социальные расходы должны чётко привязываться к структуре угроз социальной безопасности, тогда как текущее правительство в принципе не оперирует подобными категориями, принимая решения во многом наугад.
  6. Третий месяц подряд идёт снижение цен на нефть. К сожалению, всё это выглядит скорей как устойчивая тенденция, чем небольшое колебание. Для российской экономики это очень плохая новость, так как снижение цен на углеводороды нивелирует положительный эффект от ослабления рубля.
  7. Министерство финансов РФ заявило о готовности закрыть некоторые государственные программы, которые будут признаны неэффективными после анализа. Делается это, как заявляется, «в пользу увеличения антикризисного резерва». На бизнес-языке это называется «резать косты», однако экономика предприятия и макроэкономика — это всё же несколько разные вещи, поэтому подобный подход скорей пугает, особенно ввиду того, что российский бюджет пока профицитен. В какой-то степени оправдать Минфин может только тренд на снижение нефтяных цен, однако тогда не очень ясно, в каких же ситуациях будут расходоваться суверенные фонды, в которых накоплено около 8 триллионов рублей, если даже в условиях негативной конъюнктуры правительство просто включает режим экономии.
  8. США лишили Россию торговых льгот в рамках режима Генеральной системы преференций, который призван помогать развивающимся государствам. Отрадно, что Вашингтон теперь считает Россию достаточно развитой страной, хотя вряд ли много кто поверит, что принятие данного решение именно в текущий момент связано с признанием перехода российской экономики на новый качественный уровень. Впрочем, всё это не сможет оказать никакого существенного влияния на взаимный товарооборот, объёмы которого обуславливаются совсем иными факторами.