Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 88

Дата публикации: 06.06.2016

Восемьдесят восьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На прошлой неделе появилась противоречивая информация о разработке системы индикаторов национальной экономической безопасности. Соответствующий конкурс выиграл Финансовый университет при правительстве РФ. Однако во всей этой истории есть ряд странных моментов: от какого-то секретного приказа Путина до закрытого характера результатов заказанного Минэкономразвитием исследования. К сожалению, пока приходится констатировать, что работы над новой системой показателей национальной безопасности не производят впечатления серьёзного фундаментального исследования, а скорей какого-то формального мероприятия, выполняемого для базового соответствия Стратегии национальной безопасности (подробнее см. «Заказ Минэкономразвития РФ на разработку системы индикаторов национальной экономической безопасности»).
  2. Продолжилось развитие ситуации и вокруг продления антироссийских санкций. Однако все события по-прежнему сосредоточены исключительно в сфере публичных заявлений, причём, довольно характерных. В итоге, всё больше подтверждений получает версия, что сейчас вокруг санкций и контрсанкций идёт некий политический торг.
  3. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что если режим антироссийских санкций будет изменён, то изменится и режим контрсанкций. Он высказал мысль, что Москва готова адекватно оценить смягчение ограничительных мер и пойти навстречу. Фактически это означает, что если Евросоюз продемонстрирует ослабление санкций со своей стороны, то Россия, не смотря на недавние разговоры про продление продовольственного эмбарго до конца 2017 года, готова изменить свою позицию.
  4. Недовольство позицией правительства уже высказали представители сельскохозяйственного сектора, для которых вопрос понятности сроков продовольственного эмбарго является ключевым аспектом инвестиционной политики. Стали известны даже некоторые конкретные позиции, по которым РФ готова частично снять ограничения. В итоге, российские мясники высказали разочарование в отношении готовности правительства ослабить контрсанкции и разрешить импорт говядины, мяса птицы и овощей для производства детского питания.
  5. Однако стоит отметить, что в этом вопросе существует и внутренний интерес, так как по заявлению отдельных представителей перерабатывающей промышленности, ослабление эмбарго в части сырья для детского питания может способствовать росту производительности российских перерабатывающих предприятий пищевой промышленности. То есть помимо факторов внешнеполитического торга также могут примешиваться внутренние процессы лоббирования интересов отдельных импортоориентированных отраслей.
  6. Было и совсем странное заявление со стороны зампреда комитета Совета Федерации по международным делам Андрея Климова, который назвал первым шагом к снятию санкций взаимную отмену стоп-листов парламентариев России и ЕС. Это вообще вопрос, который, по большому счёту, не имеет экономического значения, так что и несущественен для национальной экономической безопасности. Более того, санкционные списки чиновников относятся к позиции России по Крыму, тогда как секторальный санкции к позиции по ситуации на юго-востоке Украины. Поскольку ситуация на юго-востоке Украины имеет конкретный механизм разрешения в виде Минских соглашений, то в этом случае ещё можно говорить о каких-то реальных доводах в пользу отмены соответствующих санкций. А вот позиция России по Крыму однозначна и не имеет чётких и понятных механизмов разрешения, так что и соответствующий ей пакет санкций представляется в ближайшей перспективе перманентным.
  7. Тем временем, Украина инициировала рассмотрение трёх дел против России в рамках Всемирной торговой организации. Пока всё это находится лишь на этапе консультаций с экспертами, а конкретные данные по возможным искам отсутствуют, однако очевидно, что это относится к защитным запретам на украинский экспорт в связи с открытием свободной экономической зоны Украины и ЕС.
  8. Также суд Киева наложил арест на те самые 3 миллиарда долларов российского кредита, являющиеся предметом спора между странами. Данное решение запрещает правительству Украины, Государственному казначейству и Национальному банку проводить любые платежи по соответствующему договору. В строгом смысле это не добавляет ничего нового к уже сложившейся ситуации, а лишь лишний раз подчёркивает позицию .Украины, которая не намерена гасить данную задолженность в обозримом будущем.
  9. Президент ВТБ Андрей Костин заявил о "колоссальном политическом давлении США", вопреки которому пришлось осуществлять размещение российских евробондов. По его словам, из Госдепа звонили в западные финансовые институты, компании и инвестиционные фонды, чтобы помешать им покупать российские бумаги. Пожалуй, данная формулировка выглядит немного странно, так как не очень понятно, как можно помешать покупке евробондов звонком из Госдепа. Пожалуй, корректней говорить о попытках оказать давление.
  10. Между прочем, до сих пор нет однозначной точки зрения касательно успешности данного размещения. В частности, скептики утверждают, что оно является неудачным, так как РФ была вынуждена снизить общий объём и повысить процент, что сделало всю сделку не такой экономически выгодной.
  11. На ушедшей неделе в очередной раз прошло заседание ОПЕК, на котором члены данной организации вновь не сумели договориться об ограничении добычи нефти. Причём, Россия, несмотря на свой статус наблюдателя, позволяющего ей присутствовать на этих заседаниях, в этот раз там не присутствовала. Косвенно это может свидетельствовать о том, что особой заинтересованности в данных переговорах у крупных игроков нефтяного рынка больше нет. Либо это объясняется снижением статуса ОПЕК как субъекта данного рынка.
  12. Именно снижение статуса ОПЕК как регулятора нефтяного рынка косвенно подтвердило заявление министра нефти Саудовской Аравии, который призвал не ждать, что организация продолжит влиять на цены нефти, регулируя поставки. По его словам, производители нефти должны позволить рыночным силам найти цену равновесия.
  13. При этом, государственная нефтяная компания Саудовской Аравии Saudi Aramco подняла цены на добываемые в стране сорта для стран Азии и США, что было объяснено наличием устойчивого спроса. То есть, по всей видимости, и рынок также приходит к некоторой стабилизации.