Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 27

Дата публикации: 06.04.2015

Двадцать седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Правительство Турции заявила о том, что считает возможным перевод расчётов по крупным инвестиционным проектам с Россией на национальные валюты (рубли и лиры). В настоящий момент Турция ждёт встречных шагов со стороны российского Минфина. То есть тенденция по постепенному отказу от доллара в международных расчётах продолжает набирать обороты, и хотя пока всё это скорей лишь пробные шаги, но сам факт подобных начальных шагов уже говорит о многом. Переход на взаиморасчёты в национальных валютах может осуществляться поэтапно и начаться с туризма.
  2. На ушедшей неделе, замглавы ФСКН Владимир Каланда, публично заявил, что средства, полученные от незаконной торговли наркотиками, активно используются для финансирования терроризма, организации проведения массовых акций гражданского неповиновения, «цветных революций». Это лишний раз поднимает вопрос о необходимости комплексного подхода к экономической оценки различных угроз национальной безопасности, так как у внешне несвязанных процессов может вскрываться общий экономический фундамент.
  3. За март 2015 года российские нефтяные компании добыли почти 45,3 млн т нефти и газового конденсата, что является новым рекордом со времён распада СССР. Это достаточно странно ввиду произошедшего падения цен на нефть. Можно предложить два возможных объяснения данной ситуации: либо текущее повышение обуславливается большими лагами, когда действия, предпринятые несколько месяцев назад, сейчас дают эффект прироста добычи, либо же компании пытаются компенсировать потери прибыли за счёт увеличения оборотов. Поскольку падение нефтяных цен началось уже более полугода назад, то версия с лагами представляется не очень убедительной, то есть остаётся вариант с намеренным повышением оборотов. К сожалению, есть опасения, что локальные краткосрочные интересы отдельных компаний здесь вступают в конфликт с глобальными долгосрочными интересами отрасли, так как повышение объёмов добычи на падающем рынке может способствовать его дальнейшему падению.
  4. Продолжается активное развитие возглавляемого Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB) - международной финансовой организации, созданной в 2014 году как азиатский аналог Международного валютного фонда. На сегодняшний день, по меньшей мере 52 страны и экономики подали заявки на вступление в AII): 31 государство уже получило одобрение в качестве кандидатов в соучредители, а до 15 апреля должны быть рассмотрены документы ещё 20 стран, среди которых и Россия. То есть в мире глобальных финансов назревают серьёзные перемены не только в области мировых валют, но и в сфере международных финансовых институтов. При этом важно понимать, что речь не идёт о замене МВФ. На повестке дня скорей создание рабочей альтернативы, чтобы снизить монополизацию глобальных финансов со стороны развитых западных экономик.