Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Интервенции Банка России VS закупки иностранной валюты Министерством финансов

Дата публикации: 06.04.2014

Ввиду значительного ослабления курса рубля в начале 2014 года, возник пристальный интерес к механизмам его поддержания, а также к факторам, которые влияют на процесс курсообразования. Пожалуй, последний раз такая ситуация была в 2008 году, а до этого аж в далёких девяностых. Тем не менее, определённая уникальность современной ситуации выявила такие противоречия в российской денежно-кредитной политике, которые раньше по тем или иным причинам не всплывали.


В девяностые годы российская экономика страдала от слабого рубля, но также от дефицита федерального бюджета, причём в намного более жёсткой форме, чем сейчас, когда этот дефицит вообще зачастую формируется искусственными методами. В результате, денег на поддержку национальной валюты у правительства в общем-то не было, да и цели денежно-кредитной политики были совсем другие. Что же касается такой сущности как резервный фонд, то она отсутствовала в экономике в принципе.

Кризис 2008 года носил глобальный характер и сопровождался общим падением экономического роста. Как следствие, произошло существенное падение цен на нефть, а значит и доходов российского бюджета. То есть углеводородных сверхдоходов РФ в тот период не получала, а значит вопросы наполнения резервного фонда также были не очень актуальны.

Ситуация же начала 2014 года уникальна тем, что падение национальной валюты РФ сопровождается сохранением высоких цен на углеводородное сырьё, что обусловлено рядом экономических и политических факторов, на которых мы здесь останавливаться не будем. В результате, происходит падение курса рубля, а значит растут и рублёвые доходы бюджета, получаемые от экспорта энергоносителей, так как они привязаны к доллару.

Таким образом, впервые в современной российской истории, возникла ситуация, когда рубль сильно снижается, а сверхдоходы бюджета остаются на высоком уровне. В этих условиях возникает конфликт между действиями Банка России и Министерства финансов.

ЦБ РФ, чтобы поддержать рубль, постоянно осуществляет валютные интервенции, скупая на рынке рубли. Причём на это тратятся существенные средства. Ну а поскольку поддерживающие интервенции — это всегда игра против рынка, то на них происходит потеря определённых средств. То есть поддерживающие валютные интервенции в принципе сжигают золото-валютные резервы страны. И хотя у России по-прежнему международные резервы достаточно велики, всё-таки интервенции от этого не перестают быть довольно затратным мероприятием.

Вместе с этим, согласно бюджетному правилу, сверхдоходы от продажи углеводородов не тратятся на текущие расходы, а откладываются в резервный фонд и фонд национального благосостояния. Однако с целью хеджирования средства в суверенных фондах хранятся в низкодоходных иностранных облигациях. То есть для загрузки средств в эти фонды их следует сначала сконвертировать в иностранную валюту.

Раньше, министерство финансов России просто накапливало определённое количество рублёвой массы, после чего производило закупку иностранной валюты для резервного фонда. Пока в экономике всё было более-менее в порядке, эти действия не оказывали существенного влияния на курс рубля. Теперь же малейший намёк на скупку долларов, а значит впрыскивание рублёвой массы, жёстко воздействует на конъюнктуру и способен обвалить рубль.

По своему экономическому смыслу, закупка иностранной валюты в резервный фонд фактически является контринтервенцией, которая наоборот снижает курс рубля, то есть действует диаметрально противоположно стерилизации рублёвой массы, которую проводит Банк России.

Таким образом, Банк России со своими интервенциями и министерство финансов со своей закупкой иностранной валюты действуют в противоположных направлениях, фактически раскачивая национальную финансовую систему. То есть получается, что Минфин, стремясь обеспечить экономическую безопасность России на будущие периоды, снижает её защищённость в настоящий момент. Более того, положенные в резервный фонд средства увеличивают общие золото-валютные резервы «сегодня», снижая их уже «завтра», так как ЦБ тут же сжигает средства на интервенциях.

Министерство финансов осознаёт эту проблему, поэтому уже один раз отложило запланированную скупку валют. Тем не менее, делать это всё-таки приходится, так как систему суверенных фондов пока никто сворачивать не собирается, поэтому в настоящий момент начата разработка механизма, который позволит снять, хотя бы частично, это внутреннее противостояние российских монетарных властей.