Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 53

Дата публикации: 05.10.2015

Пятьдесят третий выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Продолжается падение базовых показателей российской экономики. В частности, ВВП в августе в годовом выражении упал на 4,1%, что является замедлением по сравнению с предыдущем месяцем, но в целом не может считаться нормой. С начала года падение ВВП РФ составляет 3,7%. Одновременно с этим, Минэкономразвития ухудшило прогноз по падению ВВП в 2015 году: с 3,8% до 3,9%.
  2. За август 2015 года также снизились реальные доходы россиян в годовом исчислении на 4,9%. Сокращение платёжеспособного спроса привело к новому падению оборота торговли и производства потребительских товаров, то есть очередному ветку общей стагнации экономики. Вместе с этим, правительство по-прежнему исходит из принципа перекладывания экономических угроз на населения, теперь уже приняв решение неполной индексации социальных пособий (подробнее см. «Приближение финала дискуссии вокруг индексации социальных пособий В РФ в 2016 году»).
  3. В ту же очередь, нефтегазовому сектору удалось нейтрализовать для себя риск повышения налоговой нагрузки, так как было принято решение не корректировать налог на добычу полезных ископаемых. Правда отказавшись от изменения ставок НДПИ, правительство собирается рассмотреть возможность повысить поступления в бюджет из других источников доходов. Судя по всему, основным планом на сегодняшний день является повышение экспортной пошлины, но соответствующих решений пока не принято. По большому счёту, это откат нефтяного манёвра, который наоборот предполагал выравнивание ставок за счёт повышения НДПИ и снижения пошлины.
  4. В налогово-бюджетной сфере в настоящий момент вообще идёт активная перестройка. В частности, на минувшей неделе Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий разработку и принятие однолетнего бюджета на 2016 год, то есть и без того не очень долгосрочное трёхлетнее планирование окончательно ужалось до годовых сроков. В пояснительной записке правительства указывалось, что законопроект об однолетнем бюджете подготовлен «в связи с высокой волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, повышением рисков надёжности показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и реалистичности расчёта доходов и расходов федерального бюджета».
  5. Тем временем, с 1 октября наконец-то вступил в силу закон о банкротстве физических лиц, чей запуск должен был состоятся раньше, но был отложен на три месяца. Как сообщается, первые иски о банкротстве физических лиц уже зарегистрированы в арбитражных судах, в частности, в Томской области и Республики Саха (Якутия). Теперь самым важным является то, какая по этому закону сложится правоприменительная практика. В условиях кризиса он должен стать не «карающей дубинкой», а реальным способом выйти из сложной ситуации и пожизненной кабалы.
  6. Интересные события происходили и на мировом рынке нефти, вернее вокруг него. Дело в том, что на ушедшей неделе в Лондоне была арестована нынешний президент Организации стран-экспортёров нефти Дизани Элисон-Мадуэк. Кроме неё были арестованы ещё четверо лиц. Все они задержаны по подозрению во взяточничестве и отмывании денег. Пока трудно говорить, является ли это спланированной атакой против руководства ОПЕК и насколько уместны аналогии с ситуацией коррупционного скандала в УЕФА. Тем не менее, эту версию точно нельзя сбрасывать со счетов и нужно рассматривать возможные последствия резкой смены руководства ОПЕК и, как следствие, её политики.
  7. Ситуация вокруг ОПЕК крайне важна с точки зрения мировых цен на нефть. К тому же в сентябре 2015 года Россия в очередной раз обновила рекорд добычи нефти за постсоветское время, увеличив её по сравнению с августом на 0,4%. Уровень добычи составил 10,74 млн барр./день, что на 30 тыс. барр. выше мартовского рекорда. При этом, вообще-то с января по сентябрь 2015 года средняя цена российской нефти марки Urals составила 54,41 долл./барр., тогда как в аналогичный период прошлого года стоимость Urals была равна 105,70 долл./барр., то есть за год она упала в 1,9 раза. Это означает, что российские нефтедобытчики продолжают компенсировать снижающиеся доходы увеличением оборотов, а значит на фоне общего падения экономики растёт и зависимость России от нефтяных доходов.
  8. Ещё одним фактором, который может оказать влияние на нефтяные цены, является российская операция в Сирии. И хотя она, по заявлениям Дмитрия Медведева, не является попыткой защитить экономические интересы России, так как у России нет значимых торговых и производственных интересов в этой стране, но всё же перекрытие нелегальных поставок нефти со стороны «Исламского государства» может внести определённые коррективы на мировых топливных рынках.