Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Заседание Совета Безопасности РФ 5 февраля 2016 года

Дата публикации: 05.02.2016

5 февраля 2016 года, президентом РФ Владимиром Путиным было проведено совещание с постоянными членами Совета Безопасности, в котором приняли участие председатель правительства Дмитрий Медведев, руководитель Администрации Президента Сергей Иванов, секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, министр обороны Сергей Шойгу, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков, заместитель секретаря Совета Безопасности Рашид Нургалиев и постоянный член Совета Безопасности Борис Грызлов. Повестка дня включала как вопросы экономического, так и внешнеполитического характера, в частности, совершенствование работы информационно-координационного центра в Багдаде.


Среди рассматривавшихся актуальных вопросов экономического характера в контексте ранее состоявшегося совещания обсуждалась тема приватизации в России. Напомним, что совещание по вопросам приватизации состоялось 1 февраля 2016 года и на нём В. Путиным были озвучены следующие ключевые требования к приватизационному процессу:

«Первое. Все приватизационные сделки должны строго соответствовать нормам и требованиям закона, само собой разумеется. Необходимо обеспечить и максимальную прозрачность этих сделок как для их участников, так и для общественности.

Второе. В результате приватизации государство не должно потерять контроль над стратегически важными предприятиями. Подчеркну, контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием нужно, во всяком случае сегодня, сохранять в руках государства.

Третье. Реализация госимущества должна быть экономически оправданна, целесообразна, нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат — нужно находить золотую середину. Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене. Для бюджета это не принесёт особой пользы, к тому же такая практика чревата захватом предприятий конкурирующими компаниями, а это в конечном итоге тоже не самое лучшее для рынка. Этого, безусловно, нужно избежать.

Четвёртое. Больше внимания необходимо уделить качеству инвесторов, их деловой репутации и опыту работы. Переход акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании.

Пятое. Новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции. «Серые» схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы. Мы уже давно говорим о деофшоризации, и в этих условиях идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики, неправильно.»

Можно предположить, что Совбез, в большей степени, интересует второй и третий пункты, так как именно они содержат стратегические аспекты экономической безопасности. Прочие пункты носят более тактический и очевидный характер.

Здесь же следует отметить, что более года назад руководителем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным высказывалась инициатива о необходимости жёсткого контроля за процессом приватизации. В частности, предполагалось, что претендент на покупку объектов государственной собственности не сможет совершить сделку анонимно и будет должен пройти проверку, в том числе со стороны спецслужб. Тогда Бастрыкиным было прямо сказано:

«Мы хотели бы, чтобы государство, в том числе правоохранительные органы, по крайней мере ясно представляли, кто стоит за теми приватизаторами, которые будут выступать в этом качестве официально. Во-вторых, мы могли бы включить уголовно-правовые механизмы реагирования в тех случаях, когда эта приватизация, конкретно стратегических объектов, могла бы нанести ущерб нашему государству.»

Позднее, законопроект о необходимости согласования приватизационных сделок в ФСБ был отклонён, но видно, что общая целевая установка, в духе которой он был выдержан, сохраняется до сих пор. В частности, этому посвящены первый, второй и пятый пункты, отмеченные В. Путиным. Кроме того, президент в конце своего выступления ещё раз подчеркнул этот момент:

«И в заключение ещё раз подчеркну: для успешной приватизации принципиально важно, чтобы государство чётко понимало, что и кому продаёт. И какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей, да и всей экономики.»

Таким образом, скорей всего, Совбезом обсуждались именно меры, призванные сохранить баланс между рыночным процессом приватизации и нерыночным процессом обеспечения общей экономической безопасности государства в научно-технологической и производственных сферах.