Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Значение перехода денежно-кредитной политики в область ответственности Председателя Банка России

Дата публикации: 04.10.2016

3 октября 2016 года, ЦБ РФ официально сообщил о кадровых назначениях и изменениях в распределении обязанностей между Председателем Банка России и заместителями. Фактически с 17 октября изменяется распределение обязанностей между главой центробанка и его заместителями. Перестановки в руководстве таких значимых организациях всегда вызывают повышенное внимание, однако, на наш взгляд, вряд ли есть основания готовиться к каким-то существенным изменениям политики ЦБ РФ.


Распределение обязанностей в руководстве Банка России с 17 октября 2016 года станет следующим:

«Председатель Банка России Эльвира Сахипзадовна Набиуллина будет непосредственно курировать вопросы денежно-кредитной политики.

Первый заместитель Председателя Банка России Дмитрий Владиславович Тулин будет курировать вопросы банковского регулирования и надзора, координировать и контролировать деятельность Службы анализа рисков, возглавит Комитет банковского надзора. Он будет также курировать деятельность заместителя Председателя Банка России Василия Анатольевича Поздышева и заместителя Председателя — руководителя Главной инспекции Банка России Владимира Алексеевича Сафронова.

Первый заместитель Председателя Банка России Алексей Юрьевич Симановский переходит на должность советника Председателя Банка России.»

Наибольший интерес для всей экономики представляет переход компетенций в сфере денежно-кредитной политики от Дмитрия Тулина к Эльвире Набиуллиной, так как потенциально именно здесь могут приниматься решения, актуальные практически для всех агентов рынка. Примечательно, что сам Дмитрий Тулин заступил на свой пост и стал отвечать за денежно-кредитную политику после довольно туманной истории, когда якобы работа его предшественницы на данной позиции — Ксеньи Юдаевой — рассматривалась в негативном ключе в Совете Безопасности РФ.

После смены Ксеньи Юдаевой на Дмитрия Тулина политика Банка России, главным образом, в отношении ключевой ставки, действительно, несколько поменялась. В частности, регулятор стал постепенно её снижать. Однако нет достаточных оснований считать, что это произошло именно как следствие кадровых перестановок.

Во-первых, решение о снижении ключевой ставки принимается на заседании Банка России, а не ответственным за денежно-кредитную политику зампредом председателя ЦБ РФ.

Во-вторых, снижение ключевой ставки осуществлялось в ответ на определённые изменения конъюнктуры и данные решения были вполне в рамках той логики, которая озвучивалась в том числе и Ксеньей Юдаевой, то есть явного концептуального пересмотра позиций не произошло.

В итоге, даже тогда, когда смена ответственного за денежно-кредитную политику сопровождалась странными слухами, никакой кардинальной смены курса политики Банка России не произошло. Сейчас же ответственность за это направление перешло на один уровень выше — к председателю от заместителя председателя, так что это вообще представляется чисто организационным моментом.

Таким образом, на наш взгляд, нет никаких оснований ожидать каких-то тектонических сдвигов в денежно-кредитной политике Банка России. Вероятнее всего, данное кадровое изменение вообще никак не отобразиться на политике ЦБ РФ внешне. Вполне возможно, что это вообще было сделано лишь для оптимизации каких-то внутренних процессов. Политика Банка России и лично персона Эльвиры Набиуллиной не раз была в явной форме поддержена руководством страны, так что оснований говорить о какой-то внутренней аппаратной борьбе нет.

Более того, возможно данное перераспределение обязанностей вообще относится к денежно-кредитной политики лишь косвенно. Вполне возможно, что это решение вызвано потребностью освободить Дмитрия Тулина для полного сосредоточения на работе с банковским сектором, а денежно-кредитная политика перешла к Эльвире Набиуллиной потому, что она итак им вынуждена заниматься.