Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 66

Дата публикации: 04.01.2016

Шестьдесят шестой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Украина до 31 декабря 2015 года так и не осуществила платёж на 3,075 миллиарда долларов для погашения и обслуживания долга перед Россией, что, с учётом льготного десятидневного срока просрочки, стало крайней точкой дефолта. Дальше существует только два возможных развития событий: либо Россия подаёт в лондонский суд, либо Украина выходит на Россию с каким-то предложением и договаривается о досудебном соглашении. Никакой активности Украинской стороны в направлении досудебных договорённостей не наблюдается, поэтому именно суд представляется единственным реалистичным развитием ситуации.
  2. Экономические отношения с Украиной также ухудшились из-за вступления в силу с 1 января 2016 года продуктового эмбарго в её отношении. Это связано с тем, что с этого момента Украина официально присоединилась к зоне свободной торговли с Евросоюзом, а значит и все ограничения, ранее наложенные на ЕС, автоматически распространились и на Украину. Киев также разработал ответные ограничительные меры, при этом охарактеризовав действия России как акт экономической агрессии, хотя в действительности это всего лишь гармонизация контрсанкций.
  3. При этом, Украина продолжает эскалацию конфликта вокруг Крыма, периодически отключая поставки электроэнергии, а также предлагая продлить договор о поставках электричества с дополнительными политическими требованиями. В частности, Киев требует, чтобы в новом договоре Крымский полуостров назывался украинской, а не российской территорией, как это сделано в текущем соглашении. Примечательно, что проведённый социологический опрос жителей Крыма показал готовность 94% жителей мириться с перебоями электричества, но не идти на политический шантаж Киева. В связи с этим, российская сторона заявила что Москва, скорее всего, не будет подписывать с Киевом контракт на поставку электроэнергии в Крым, если тот будет настаивать на принадлежности полуострова Украине.
  4. В продолжение темы энергетической безопасности Крыма, можно вспомнить странную ситуацию вокруг действий правительства РФ в отношении финансирования закупок электроэнергии у Украины. С одной стороны, заявляется о готовности запустить энергомост с территории РФ в полном объёме уже в мае 2016, с другой, в бюджете выделяются средства на закупку электричества у Украины, причём даже в большем объёме, чем в 2015 году. На ушедшей неделе эта ситуация частично прояснилась, когда министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Крым станет полностью энергетически независимым только после завершения строительства электростанций в Симферополе и Севастополе в конце 2017 года. Только это сможет обеспечить дополнительные резервы мощности, которые позволят говорить о полноценном, надёжном энергообеспечении. Иными словами, угрозы энергетической безопасности Крыма будут высоки ещё два года, хотя об этом почему-то скромно умалчивают, предпочитая всё сводить к запуску энергомоста в середине 2016 года.
  5. В свою очередь, Россия демонстрирует высокую договороспособность в отношении энергопоставок на Украину, так как согласилась дать скидку на газ в первом квартале, снизив, таким образом, цену за тысячу кубических метров с 230 до 212 долларов. К сожалению, Украинская сторона не демонстрирует ответной готовности не то, чтобы заключать новые соглашения, но даже и добросовестно выполнять старые.
  6. Продолжая тему санкций можно отметить, что на ушедшей неделе лидеры «нормандской четвёрки» (Россия, Украина, Германия, Франция) пришли к соглашению о продлении действия минских соглашений на 2016 год. Это означает, что крайний срок исполнения всех обязательств увеличился на год. К этим же договорённостям в своё время ЕС привязывал и решение о продлении санкций в отношении России. Учитывая то, что санкции в настоящий момент продлены до августа, то можно ожидать, что больше их продления не будет. Если, конечно, на Украине не произойдёт резкой эскалации с наложением ответственности за это на Россию.
  7. Говоря о внутрироссийских делах, можно отметить, что правительство РФ приняло решение продлить программу поддержки спроса на автомобили на первое полугодие 2016 года. Учитывая то, что данная программа являлось одной из антикризисных мер, можно констатировать, что это де-факто является официальным признанием того, что кризис в российской экономике продолжается. В общем-то это итак очевидно, но вот члены правительства предпочитают туманную риторику с намёками на выход из кризиса или вообще на его отсутствие.
  8. Кроме того, президент России Владимир Путин подписал закон о продлении амнистии капиталов ещё на полгода. Это также не очень приятная новость, так как она фактически констатирует то, что программа деофшоризации не сработала и капиталы, которые были по ней задекларированы, крайне малы. То есть в очередной раз встаёт вопрос о реальной эффективности самых громких программ правительства за последнее время.
  9. Тем временем, США впервые с 1975 года совершили официальную экспортную поставку нефти. Танкер компании ConocoPhillips покинул техасский порт и направился в Италию. Это знаковое событие, знаменующее прорыв 40-летнего эмбарго. Впрочем, влияние этого события на мировые энергетические рынки далеко не так однозначно, как представляется многим (подробнее см. «Возможные последствия отмены запрета экспорта нефти из США»).
  10. Также стоит отметить, что в 2015 году в России было добыто более 534 млн т нефти и газового конденсата, что на 1,4% превышает результат предыдущего года и является историческим максимумом. С другой стороны, совокупная добыча газа в России за тот же период составила 635,349 млрд куб. м, что на 1% меньше, чем в 2014 году. Таким образом, российский нефтяной сектор наращивает объёмы добычи, а газовый — сокращает. Это свидетельствует о внутренних диспропорциях российского энергетического сектора, который многими неоправданно воспринимается как некая монолитная структура. В действительности можно сказать, что нефтедобывающие и газодобывающие компании придерживаются разных стратегий на падающем рынке, поэтому и структура рисков и угроз для них также различается.
  11. Ну и на последок нельзя не отметить, что в самом конце 2015 года, 31 декабря, президент РФ Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Этот документ будет определят основные стратегические цели на ближайшие 5-6 лет, поэтому заслуживает наиболее пристального внимания со стороны экспертного сообщества (подробнее см. «Принятие новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года»).