Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 5

Дата публикации: 03.11.2014

Пятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На ушедшей неделе было озвучено предложение ввести в РФ страхование от безработицы, иными словами, сделать некие компенсационные выплаты по страховым полюсам для уволенных работников или сотрудников закрывшихся фирм. Вероятно, считается, что это должно повысить социальную защищённость граждан в ситуации кризиса, когда компании начинают сокращать работников или просто закрываться. Тем не менее, всё это в условиях российской действительности представляется довольно сомнительным, так как вряд ли отечественный страховой рынок реально готов выстраивать, а главное поддерживать такую систему. По большому счёту, всё это больше похоже на попытки переложить обязанности государства по выплате пособий по безработицы на частные страховые компании.
  2. Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией (IFC) был опубликован рейтинг Doing Business за 2014 год. Самое интересное во всём этом то, как изменение позиции России освещалось различными СМИ. Оказалось, что многие из них либо не поняли, что реально Россия выросла лишь на 2, а не 30 позиций, либо решили не заострять на этом внимание. Так или иначе, показательно, что по большинству параметров РФ всё-таки продемонстрировала снижение, а вытянули её лишь три из десяти критериев (подробнее см. «Рейтинг экономик по удобству ведения бизнеса Doing Business за 2014 год»).
  3. Самым громким событием в российской экономике на ушедшей неделе было, конечно, внезапное повышение ключевой ставки по недельным аукционам РЕПО. Вернее, само повышение-то ожидалось, но вот не на целых 1,5%. Вместе с этим ЦБ в очередной раз передвинул и границы валютного коридора. Самое интересное заключается в том, что рынок реагировал на это решение соответствующим образом лишь в течении 7 минут, а потом вернулся к тенденции ослабления рубля. Пожалуй, это знак практически полной импотенции текущей денежно-кредитной политики, основывающейся на допущении, что ставки Банка России могут оказывать существенное влияние на параметры валютного рынка и экономику в целом.
  4. Достаточно забавно выглядела истерия, которую подняли отдельные СМИ вокруг решения ЦБ о повышении ключевой ставки до 9,5%. Откуда-то сразу появились все эксперты, рассказывающие про антироссийскую политику Банка России и про то, что всё его руководство находится на службе у американцев ещё с 1995 года. Припомнили все теории про «ЦБ РФ — филиал ФРС», а также много других конспирологических историй, распространяемых в Интернете кандидатами физико-математических наук, внезапно подавшимися в экономику. Впрочем, немало и экономистов любят рассуждать на эту тему. Вероятнее всего, объяснение, что руководство Банка России просто находится в заданных рамках и иногда просто не достаточно адекватно оценивает экономическую реальность никому из них в голову не приходит.