Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Нюансы отмены российских специальных экономических мер в отношении Турции в связи с изменением дипломатической ситуации

Дата публикации: 03.07.2016

27 июня 2016 года Владимиром Путиным было получено послание Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором он выразил своё глубокое сожаление по поводу инцидента с российским самолётом и подчеркнул готовность делать всё возможное для восстановления традиционно дружественных отношений между Турцией и Россией, а также совместно реагировать на кризисные события в регионе, бороться с терроризмом. Поскольку именно данный инцидент привёл к развитию экономического конфликта между Россией и Турцией, ставшему в итоге причиной введения в отношении Турции специальных экономических мер, то следствием принесённых дипломатических извинений в обозримом будущем может стать снятие российских санкций.


В свете перспективы отмены антитурецких санкций имеет смысл проанализировать, во-первых, возможные последствия этого для экономики, а во-вторых, оценить необходимость снятия каждого из введённых ограничений.

В целом, специальные экономические меры, введённые президентским Указом № 583 от 28 ноября 2015 года и реализованные Постановлением правительства № 1296 от 30 ноября 2016 года, предполагают осуществления экономического принуждения Турции по четырём основным векторам:

  1. Запрет экспорта ряда наименований сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  2. Запрет чартерных воздушных перевозок и продажи туристических путёвок в Турцию, а также ограничение числа разрешений на автомобильные перевозки.
  3. Прекращение торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества по большинству направлений.
  4. Прекращение действия безвизового режима.

Рассмотрим их в обратном порядке:

Четвёртый пункт сам по себе представляет мало интереса и играет значимую роль лишь в контексте прочих видов взаимодействия двух стран, поэтому снятие этого ограничения вполне допустимо и может являться вполне хорошим дипломатическим сигналом без серьёзных экономических последствий.

Третий пункт является достаточно значимым, но обоюдно для обеих стран, поэтому он представляется одним из двух главных претендентов на отмену в первую очередь.

Второй пункт имеет существенное экономическое значение для Турции, а вот для России играет в большей степени общественно значимую роль, так как возможность отдыха в Турции, безусловно, является фактором, определяющим уровень жизни населения, но не на базовом уровне. То есть отдых в Турции является благом второго порядка. Однако поскольку Турция всё же ожидает ответных шагов со стороны России, то такой шаг как раз можно сделать по направлению отмены запрета на продажу туров.

Первое же направление, хоть также является значимым для обеих сторон, но всё же не столь однозначно. Дело в том, что продовольственные санкции, помимо краткосрочного негативного эффекта для России, также имеют потенциал долгосрочного положительного эффекта, так как являются инструментом протекционизма.

Таким образом, можно констатировать, что у России есть определённое пространство для манёвра, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать готовность к нормализации отношений с Турцией, но, с другой, всё же извлечь для себя определённую пользу, а главное показать, что размытые извинения через 7 месяцев всё же не являются достаточным основанием для отмены всех специальных экономических мер единовременно и в срочном порядке.

30 июня 2016 года, Президентом России как раз были внесены изменения в режим специальных экономических мер, в целом соответствующие вышеизложенной стратегии. Исключением является то, что не было снято ограничение на отмену безвизового режима.