Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 35

Дата публикации: 01.06.2015

Тридцать пятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Министерство финансов РФ ожидает дефляцию уже во второй половине июля, а продлиться она может до сентября. Надежду Минфин возлагает на появление продуктов урожая 2015 года. В принципе, в этом есть определённый смысл, так как в условиях эмбарго на зарубежные продовольственные товары рынок продуктов питания в большей степени стал зависеть от внутреннего производства. К сожалению, такое положение вещей несёт и дополнительные риски. В частности, из-за высокой степени замкнутости на внутреннее производство возрастает степень угрозы неурожая.
  2. Пока же Минфин прогнозирует дефляцию, инфляция в России в январе-апреле 2015 года составила 7,9%, что почти в 20 раз превышает средние темпы роста цен в странах Европейского союза (0,4%).
  3. В свою очередь, Министерство экономического развития РФ пересмотрело свой прогноз на 2015 год. Обновлённый прогноз оказался более оптимистичным, в частности, по нему в 2015 году ожидаемый спад ВВП в России составит 2,8%, а не 3%, как было ранее. Рост же экономики в 2016 году прогнозируется на уровне 2,3%. Впрочем, помимо общей нестабильности ситуации, а также традиционной низкой точности прогнозов экономических министерств РФ, важно ещё учитывать фактор снижения качества прогнозов в кризисные и посткризисные периоды (подробнее см. «Проблема снижения качества прогнозов в кризисные и посткризисные периоды»).
  4. В то же время, Минтруд РФ в качестве антикризисной меры предлагает повысить уровень минимального размера оплаты труда более чем на 20%. Повышение МРОТа обосновывается сложной социально-экономической ситуацией. В Минтруде считают, что минимальная зарплата должна приблизиться к прожиточному минимуму и достичь 7189 рублей в месяц. По большому счёту, приравнивание МРОТа к прожиточному минимуму — это даже не требование кризисного времени, а скорей требование здравого смысла, но все подобные инициативы сливались и в более благополучные годы для российской экономики, так что в принятие подобного решение в кризис верится с трудом.
  5. Президент Украины Пётр Порошенко подписал закон, который позволяет правительству объявить мораторий на выплаты по внешним долгам. Он будет действовать до 1 июля 2016 года. Украинские власти предпринимают активные попытки подвести под действие данного закона и долг перед Россией, присвоив ему статус задолженности перед частными кредиторами.
  6. Помимо этого, Украина продолжает очень спорную практику назначение на руководящие посты иностранных граждан. Так, на прошлой неделе стало известно, что экс-президент Грузии Михаил Саакашвили получил украинское гражданство, а на следующий день Президент Украины Пётр Порошенко назначил его главой Одесской области. С соответствующим предложением ранее выступил кабмин Украины, так что это является не волюнтаризмом одного человека, а именно общей стратегией текущего состава правительства. Фактически Украина продолжает утрачивать политэкономический суверенитет, начав это ещё в конце 2014 года (подробнее см. «Утрата Украиной политэкономического суверенитета»).