Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 61

Дата публикации: 30.11.2015

Шестьдесят первый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Безусловно, самым значимым событием ушедшей недели стал конфликт между Россией и Турцией, который, получил эскалацию в экономической сфере. С точки зрения экономической безопасности наибольший интерес представляет срабатывание института специальных экономических мер, так как по большому счёту, это первый случай их полномасштабного задействования (подробнее см. «Поэтапное развитие экономического конфликта между Россией и Турцией»).
  2. Тем не менее, увлекаться победными реляциями в связи с лихим осуществлением экономического принуждения Турции явно не стоит, так как эффект от экономических санкций в любом случае будет двусторонним и скажется и на российской экономике. В частности, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев уже признал, что цены на продукты в России могут незначительно повыситься, если не удастся оперативно заменить турецкий импорт. Поскольку Турция являлась пятым по объёму экономическим партнёром с очень большим товарооборотом, быстро и безболезненно заменить её на российском рынке может оказаться достаточно сложно. В меньшей, но также в существенной степени, это может сказаться и на туристическом, и на строительном, и на авиационном, и на некоторых других рынках (подробнее см. «Дайджест материалов по комплексной экономической безопасности № 61»).
  3. Тем не менее, процессы импортоперераспределения продолжаются, в частности, на ушедшей неделе, Россия и Уругвай подписали соглашение по поставкам высококачественной уругвайской говядины. То есть продовольственный рынок РФ постепенно переориентируется на альтернативных импортёров, что вряд ли может радовать европейских сельхозпроизводителей.
  4. В частности, это подтверждается новостями из Франции, где производители свинины терпят убытки из-за низких цен на свою продукцию на фоне переизбытка предложения на рынке. Спад потребления они объясняют потерей существенного рынка сбыта как раз вследствие российского эмбарго.
  5. На фоне этого вполне ожидаемо смотрится скорректированная главой МИД Италии Паоло Джентилони информация, согласно которой, на саммите G20 в Анталье в действительности никаких решений, касающихся санкций против России, не принималось, тогда как ранее сообщалось, что там была достигнута договорённость об их продлении на полгода. Вполне возможно, что ряд европейских государств уже достаточно активно выступают против санкционного противостояния с Россией, так как они вынуждены терять рынки из-за непонятных им политических разборок.
  6. Продолжается история и с энергетической блокадой Крыма. По большому счёту, никто с Украинской стороны уже и не делает вид, что это следствие какого-то преступного террористического акта, а не прямое противостояние политических группировок внутри страны. В частности, Мустафа Джемилёв напрямую заявил, что участники энергоблокады не считают нужным возобновлять поставки электроэнергии в Крым. Вместе с тем, по его словам, украинское руководство настаивает на обратном, так как за сбои поставок придётся платить большие штрафы России. То есть фактически вполне открыто некие неофициальные лица диктуют свою волю правительству страны и ни у кого это не вызывает вопросов.
  7. При этом, глава правительства Украины Арсений Яценюк выступил за немедленное включение электроснабжения Крыма, так как это необходимо для того, чтобы разблокировать поставки угля из Донбасса. То есть доводы за возобновления энергопоставок в Крым даже официальным руководством страны формулируются не в контексте необходимости соблюдения ранее взятых на себя обязательств, а исключительно в контексте угрозы собственной энергетической безопасности.
  8. Дело в том, что перед этим Яценюк был вынужден признать, что Украине накопленных запасов угля на зиму не хватит. В связи с этим, он потребовал на заседании энергетического штаба разработать чрезвычайный план мероприятий. По его словам, государство выделило все необходимые ресурсы для осуществления чрезвычайных мер, но, судя по всему, за исключением ресурсов на усмирение активности групп, блокирующих ремонт взорванных ЛЭП.
  9. Ситуация осложняется тем, что со вторника, 24 ноября, Россия прекратила поставки угля Украине в ответ на энергетическую блокаду Крыма. То есть с одной стороны Украина нуждается в поставках топлива, с другой, из-за внутренних политических разборок не может позволить себе восстановить поставки электроэнергии в Крым. Фактически энергетическая безопасность Украины оказалась заложником политических амбиций небольшой группы лиц, которые даже не имеют никакого официального статуса и напрямую нарушают закон, блокируя ремонт ЛЭП.
  10. Важно отметить, что поставки украинской электроэнергии в Крым осуществляются в рамках договора, подписанного между Россией и Украиной уже после вхождения Крыма в состав РФ. То есть официальное правительство Украины де-факто согласилось поставлять электроэнергию даже с учётом крымской ситуации. Это означает, что текущая эскалация не является базовой позицией именно правительства Украины и стала следствием именно диктата неформальных группировок, возглавляемых радикальными элементами.
  11. Параллельно с этим, Украина отказалась от внесения предоплаты за газовые поставки из России. На фоне официально признанных Яценюком проблем достаточности энергетических ресурсов, это создаёт угрозу несанкционированного отбора транзитного газа в зимний период, что приведёт уже к трёхстороннему конфликту между поставщиком Россией, получателем Евросоюзом и транзитёром Украиной.
  12. Внутри же России также наблюдаются неблагоприятные тенденции. В частности, глава Министерства финансов в открытую заявил, что дефицит бюджета слишком велик для экономики России, из-за чего в перспективе двух-трёх лет власти могут столкнуться с необходимостью увеличивать налоги, либо сокращать расходы, которые итак уже сокращаются. При этом, он всё-таки подтвердил, что до 2018 года, как и было обещано властями, увеличивать налоги не будут, а вот дальше в правительстве будут действовать в зависимости от ситуации. Впрочем, уже сейчас мораторий на повышение налогов де-факто не работает, так как реальная налоговая нагрузка продолжает расти из-за повышения сборов, которые в контексте нагрузки на бизнес являются практически теми же налогами. Отличие налогов и сборов существенно лишь в экономической теории, но не в реальной жизни.
  13. Также стало известно, что Минфин в 2016 году намерен впервые попытаться занять на внутреннем рынке в иностранной валюте. То есть речь идёт о выпуске государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, что может быть интересно прежде всего компаниям с валютной выручкой. Судя по всему, это попытка скупки валютных активов без прямого выхода на рынок, что, в последнее время, приводит к шокам.
  14. Причём, данная инициатива Минфина практически сразу, 28 ноября, была принята Комитетом Госдумы по бюджету и налогам путём одобрения соответствующей поправки ко второму чтению бюджета-на 2016 год.
  15. В продолжение курса на компенсирование валютного давления на рубль Банк России объявил о возобновлении с середины декабря 2015 года аукционов годового валютного РЕПО. Регулятор позволит банкам рефинансировать задолженность в 19,4 миллиардов долларов, образовавшуюся в кризис.