Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 87

Дата публикации: 30.05.2016

Восемьдесят седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Одной из главных новостей прошедшей недели стало размещение 10-летних российских еврооблигаций на 1,75 миллиарда долларов при посредничестве компании «ВТБ Капитал». Фактически Россия протестировала возможность продажи евробондов, во-первых, при текущем макроэкономическом положении, а во-вторых, в условиях действующих санкций. Впрочем, не совсем правильно называть данное размещение прорывом санкционной блокады, так как со стороны РФ были предоставлены специальные гарантии, что эти средства, как минимум, напрямую не будут направлены санкционным компаниям.
  2. Перед этим, попытка выйти на мировой рынок долговых обязательств по стандартной схеме с посредничеством крупных международных банков фактически провалилась, так как они были предпочли не рисковать. Дело в том, что как только Россия обозначила свои намеренья размещения ценных бумаг, США выступили с предупреждением, что участие в их размещении может быть сочтено нарушением режима санкций, а значит участвовавшие в нём банки могут быть наказаны. Именно поэтому Россия пересмотрела схему размещения евробондов и провела эту операцию силами национальных компаний.
  3. Впрочем, со стороны США всё равно были попытки оказать давление на потенциальных покупателей российского долга. В частности, Государственный департамент США предупредил международные компании об экономических и репутационных рисках, с которыми они могут столкнуться при работе с российскими еврооблигациями. Однако, как показала практика, здесь США авторитета уже не хватило.
  4. То есть можно констатировать, что США обладает достаточным весом, чтобы оказать влияние на крупнейшие международные банки, но всё же недостаточным, чтобы оказать аналогичное влияние на конкретных инвесторов, которые в условиях отсутствия большого числа хороших предложений на мировом рынке ценных бумаг с радостью ухватились за возможность приобрести российские евробонды, приняв все возможные риски, которые были обещаны Америкой.
  5. Министр финансов РФ Антон Силуанов также подтвердил, что на инвесторов, интересовавшихся российскими евробондами, было оказано неофициальное давление, однако спрос на ценные бумаги показал высокий уровень доверия к РФ и её финансовому рынку. Разумеется, остаётся пространство для дискуссии, характеризует ли успех российского размещения высокое качество её евробондов или низкое качество всех остальных ценных бумаг, представленных в настоящий момент на мировом рынке.
  6. Однако, как водиться, сразу после получения информации об успешном размещении российского долга, появились и комментарии скептиков, которые стали утверждать, что в действительности спрос на российские евробонды был искусственно завышен. Якобы компании подавали заявки на гораздо бо́льшие суммы, чем собирались купить, а основными покупателями были не иностранцы, а российские инвесторы. В итоге, эта информация подтвердилась лишь частично, да и то, получила вполне рациональное объяснение.
  7. Прежде всего, глава ВТБ Андрей Костин заявил, что в условиях высокой конкуренции инвесторы вынуждены подавать заявки на большую сумму, чем планируют потратить, чтобы «хоть что-то досталось». То есть некоторое превышение объёма заявок над реальной готовностью покупать активы была подтверждена, но получила нейтральную трактовку.
  8. Что же касается слухов о преимущественно российском капитале в покупке евробондов, то главой Минфина РФ Антоном Силуановым были озвучены данные, которые это опровергают. В частности, по его словам, Российские негосударственные банки приобрели отечественные суверенные еврооблигации на 550 миллионов долларов, тогда как иностранные участники — 1,2 миллиарда. То есть в общем объёме привлечённых средств в 1,75 миллиарда долларов доля иностранного капитала составила 66%, а российского соответственно 34%, то есть около трети.
  9. Между прочем, доля участия российских компаний в размещении евробондов РФ имеет значение не только с точки зрения различных спекуляций на тему реальной инвестиционной привлекательности экономики России. Оно также может оказать влияние на курс национальной валюты: при большом объёме, купленном российскими компаниями, рубль может ослабнуть, ну а при большом объёме, купленном зарубежными компаниями, наоборот окрепнуть из-за притока иностранной валюты в национальную экономику.
  10. Впрочем, пока основное влияние на курс рубля оказывают нефтяные цены. В итоге, его динамика оказывается трудно прогнозируемой, так как ситуация на нефтяном рынке по-прежнему остаётся нестабильной.
  11. Все крупные игроки заявляют, что вопрос заморозки объёмов добычи, судя по всему, снят с повестки дня, так как цены, с момента начала соответствующих переговоров, продемонстрировали существенный рост более чем на 50%. Тем не менее, более мелкие игроки по-прежнему выступают за необходимость принятия дополнительных мер, чтобы поднять цены ещё выше.
  12. Так, президент ОПЕК Мухаммед бен Салех ас-Сада выступил с заявлением, что он принципиально не исключает возможность возобновления переговоров по сокращению нефтедобычи. По его словам, сейчас крайне необходима цена хотя бы в 65 долларов за баррель. Снижение котировок привело к падению инвестиций, что поставило под угрозу стабильность будущих поставок.
  13. Однако сейчас всё больше вызывает сомнение авторитет ОПЕК как структуры, способной принимать какие-либо весомые решения. Дело в том, что за последнее время Саудовская Аравия продемонстрировала своё желание самостоятельно определять политику в сфере нефтепоставок, не руководствуясь общими интересами Организации стран-экспортёров нефти. В итоге, сейчас всё чаще заходит речь о смерти ОПЕК как глобального регулятора данного рынка.
  14. Фактически на сегодняшний день наблюдается определённый раскол в рядах ОПЕК: «бедные» члены настаивают на сокращении добычи, а «богатые» выступают против этого. Дело в том, что низкие цены на нефть загнали «бедные» нефтедобывающие страны в долговую яму, тогда как «богатые» обладают большей финансовой устойчивостью и могут позволить себе относительно комфортное существование и в нынешних условиях, надеясь, что за это время произойдёт передел рынка в их пользу.
  15. В целом, текущий уровень цен, по ряду признаков, всё же является заниженным, так как не даёт полноценно финансировать инвестиционные программы. Так, число открытых новых месторождений нефти и газа в мире уже упало до самого низкого уровня с 1952 года. Это означает, что крупные игроки хоть и могут обеспечивать операционную рентабельность, но вот с инвестиционной рентабельностью у них уже есть проблемы. В итоге, всё это может привести к резкому росту нефтяных цен уже через несколько лет. Но этот рост будет носить кризисный характер, так что особенно радоваться ему тоже вряд ли стоит.
  16. Ещё одним важным в контексте экономической безопасности сюжетом ушедшей недели был вопрос продления антироссийских санкций со стороны ЕС, а также российских контрсанкций в отношении западных стран. Существует мнение, что санкции ЕС против России могут быть частично сняты к концу 2016 года. Летом они всё же будут продлены, но уже в последний раз, да к тому же возможно с уже каким-то послаблением.
  17. Однако Россия со своей стороны на прошедшей неделе заявила о намеренье продлить продовольственное эмбарго до конца 2017 года. Впрочем, это может быть как элементом торга, так и желанием максимально протянуть протекционистскую защиту внутреннего рынка (подробнее см. «Продление российского продуктового эмбарго до конца 2017 года и его значение»).