Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 26

Дата публикации: 30.03.2015

Двадцать шестой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. По прогнозам экспертов, Украина в текущем году не сможет выплатить России долг в 3 миллиарда долларов, который сформировался в результате кредита, выданного ещё в 2013 году до государственного переворота в феврале 2014 года. Если бонды, держателем которых является Россия, будут включены в план реструктуризации, то Москва в декабре платежа из Киева не получит. Пока все финансовые планы, доступные в открытых источниках, верстаются Украиной так, как будто вопрос о выплатах по долгу перед Россией уже решён не в пользу погашения в 2015 году.
  2. Появилась интересная инициатива о включении в требования к программному обеспечению, закупаемому по государственным тендерам в РФ, условия об обязательном оказании услуг на территории Крыма. О рассмотрении такой возможности заявил глава Минкомсвязи на встрече с представителями отрасли. Фактически это поставит иностранных поставщиков в достаточно двойственное положение: с одной стороны, нельзя допустить потерю крупного рынка, с другой, отказ от обслуживания клиентов на территории Крыма обусловлен правовыми рисками в США. Скорей всего, если данная инициатива будет принята, это заставит иностранных поставщиков ПО придумать какой-то обходной манёвр, потому что вряд ли они готовы просто отказаться от российских госзаказов. Впрочем, правительством данная мера преподносится в контексте поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения, поэтому возможно она планируется вообще как инструмент выдавливания иностранных конкурентов.
  3. Россия решила вступить в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) — международную финансовую организацию, которая была создана в 2014 году как азиатский аналог МВФ и Всемирного банка. То есть продолжается курс на переформатирование мирового экономического пространства, в котором появляются и набирают силу новые финансовые институты в замен старым, которые перестали отвечать реалиям современной экономики и к тому же отличаются определённой ангажированностью решений в пользу развитых западных стран, хотя их вес в мировой экономике уже серьёзно снизился.
  4. Появилась информация, что Газпромбанк обсуждает с китайскими банками возможность создание фонда в размере 5 миллиардов долларов для инвестирования в сельское хозяйство и инфраструктуру. В принципе, данная новость звучит вполне правдоподобно, потому что привлечение инвестиционных денег внутри страны затруднено высокими ставками, а пути получения западных кредитов перекрыты санкциями. В таких условиях вполне логичным представляется поиск финансовых ресурсов на востоке, а участие в форме гаранта крупного российского банка позволит преодолеть сомнения китайских инвесторов, которые пока плохо знают российский рынок. Тем не менее, немного странным выглядит участие в этом Газпромбанка, который обычно участвует всё-таки в энергетических, а не сельскохозяйственных проектах. Впрочем, возможно именно бренд Газпромбанка оказался для китайских инвесторов наиболее знакомым и вызывающим доверие.