Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 13

Дата публикации: 29.12.2014

Тринадцатый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Валентиной Матвиенко была озвучена идея принять меры по недопущению экспорта зерна из РФ, но оказалось, что это не единичное тенденциозное заявление, как было с атакой на ГМО, а фактически мнение всего правительства. В итоге, на ушедшей неделе оперативно были введены меры по препятствованию экспорта зерна из РФ, что очевидным образом нанесло удар по безопасности бизнеса сельскохозяйственных компаний (подробнее см. «Введение ограничений на экспорт зерна из России»). В конце концов, правительство РФ ввело с 1 февраля экспортную пошлину на пшеницу, размер которой составит 15% таможенной стоимости плюс 7,5 евро.
  2. Банк России направил в крупные российские госбанки валютных контролёров. Данная мера фактически говорит о неспособности ЦБ контролировать валютный рынок стандартными инструментами. То есть официально специалисты Банка России продолжают рассказывать про либерализацию экономических процессов на рынке, а де-факто прибегают не просто к жёсткому надзору, а практически к ручному контролю на местах.
  3. Инфляция в России превысила самые пессимистичные прогнозы, к концу третьей недели декабря став двузначной, впервые с 2008 года. Таким образом, все прогнозные и целевые показатели пошли к чёрту даже с учётом самых последних коррекций. Как в подобных условиях Банк России собирается уходить от прямого регулирования к таргетированию инфляции совсем не понятно. Фактически происходит отказ от хотя бы частично рабочего инструмента в пользу абсолютно неработающего.
  4. На ушедшей неделе, первый зампред ЦБ РФ Алексей Симановский заявил, что значительная часть работы по расчистке банковского сектора от недобросовестных банков к концу 2014 года уже завершена. Это практически первое заявление на эту тему, тогда как до этого момента коммерческие банки находились в состоянии лёгкой паники, абсолютно не понимая, до какой степени Банк России намерен трясти сектор финансовых услуг. Прочем, вероятнее всего, ЦБ РФ был бы не прочь продолжить, но вот ввиду текущей нестабильной ситуации на рынке всё же вынужден сбавить обороты, дабы ещё больше не раскачивать лодку.
  5. Международные платёжные системы «Visa» и «MasterCard» приняли решение о приостановке обслуживания российских банков, работающих в Крыму, и выпущенных на данной территории пластиковых карт. Это связано с тем, что 18 декабря президент США Барак Обама подписал указ, который запрещает оказывать услуги и способствовать проведению транзакций на территории полуострова. Фактически это некая компромиссная санкция, которая, с одной стороны, вроде как направлена на экономическое принуждение России, с другой, затрагивает лишь спорную территорию. По большому счёту, для жителей Крыма в этом мало хорошего, но у России в целом есть замечательный повод в полевых условиях получить опыт по замещению внешних систем расчёта, что ввиду риска отключения РФ от SWIFT очень актуально.
  6. Президент России Владимир Путин подписал закон, санкционирующий выделение до 1 триллиона рублей на докапитализацию банков. Докапитализация будет производиться через передачу облигаций федерального займа Агентству по страхованию вкладов, которое направит средства на обязательства банков по кредитам. Таким образом планируется поддержать российский банковский сектор и повысить его капитализацию, что должно увеличить его устойчивость и способность кредитовать реальный сектор экономики. Всё это напоминает 2008 год, только тогда кризис был обусловлен исключительно внешними факторами, тогда как сейчас имеет совокупность как внешних, причём строго ориентированных на РФ, так и внутренних причин.