Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 39

Дата публикации: 29.06.2015

Тридцать девятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На минувшей неделе руководителями министерств иностранных дел стран Евросоюза было принято решение о продлении санкций против России. Формальным поводом стало обострение ситуации на Украине, однако следует отметить, что в этот раз экономические ограничения были установлены не на год, а на шесть месяцев — до 31 января 2016 года.
  2. Буквально сразу после продления антироссийских санкций премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия продлит продовольственное эмбарго на полгода в ответ на продление антироссийских санкций. Тем не менее, к счастью, итоговое решение о контрсанкциях было принято не в форме полугодового, а в форме годового продления запрета на ввоз иностранных продуктов питания, так как с экономической точки зрения это более грамотно (подробнее см. «Оправданность нарушения принципа взаимности в отношении срока российских контрсанкций»).
  3. Второй горячей темой ушедшей недели является ситуация вокруг Греции, где банки, из-за начавшейся паники вкладчиков, даже ввели неофициальный потолок выдачи наличности в 3 тысячи евро. Ограничение было введено после того как в выходные с греческих банкоматов было снято более 400 миллионов евро наличности, а общий отток средств из финансовой системы составил 2 миллиарда долларов. МВФ требует от Греции дальнейших реформ, а правительство страны отказывается брать на себя такую ответственность и планирует провести референдум. Проблема заключается в том, что срок очередного транша по погашению долгов подойдёт раньше референдума, поэтому дефолт может произойти ещё до принятия какого-либо решения, просто из-за кассового разрыва.
  4. Тем временем, МВФ также сформулировал предварительное заключение по долгу Украины перед Россией. Согласно ему, 3 миллиарда долларов всё-таки являются государственным, а не частным долгом. Пока это не окончательное заключение, но если трактовка не будет изменена, то это будет означать, что Киев не сможет отказаться от уплаты долга перед Россией без потери права на финансовую помощь МВФ.
  5. По информации агентства Platts, отслеживающего физический рынок нефти, экспорт российской нефти с Дальнего Востока растёт, тогда как объёмы поставок сырой нефти из портов на Балтике и Чёрном море, наоборот, сокращаются. Фактически это свидетельствует о тенденции реального переориентирования российского энергетического сектора на Восток.
  6. Дополнительно «восточный разворот» российского энергетического комплекса подтверждается тем, что в мае 2015 года РФ впервые с октября 2005 года стала основным экспортёром нефти в Китай. Рост поставок составил 20%. Россия сместила с первого места Саудовскую Аравию, у которой импорт в Китай наоборот упал по сравнению с апрелем на 42%.
  7. В последнее время всё чаще речь заходит о повышении пенсионного возраста в России. Так, из одобренных правительством документов следует, что для мужчин и женщин пенсионный возраст может быть повышен неравномерно и в итоге стать единым, постепенно повышаясь до 63 лет. На фоне этого, Минфин, вероятно в качестве «рекламного» хода, предложил с 2016 года повысить возраст выхода на пенсию для госслужащих до 65 лет. Однако это предложение представляется достаточно лукавым, так как уж на госслужбе точно нет проблем с работающими пенсионерами. Там скорей наоборот как раз не помешает омолодить штат.
  8. Минфин также ужесточил правила финансирования иностранцами российских активов через займы. Данная мера лишит бизнес доступа к недорогим деньгам из-за рубежа, но правительство полагает, что она будет способствовать росту прямых инвестиций в отечественные компании. Проблема заключается в том, что данная мера только лишь обрезает внешние источники финансирования, а вот их перераспределение в пользу внутренних абсолютно не гарантирует, так как это зависит уже от банковской системы.