Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 65

Дата публикации: 28.12.2015

Шестьдесят пятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Украина, де-факто находящаяся в условиях дефолта по обязательствам перед Россией, всё-таки смогла избежать проблем с получением помощи от МВФ, так как рекомендуемый бюджет был в итоге принят. Перед этим министр финансов США Джейкоб Лью сообщил о возможности «подрыва критически важной международной финансовой поддержки» Киева в случае несвоевременного исполнения Украиной своих обязательств перед МВФ. То есть практически все крупные политические сторонники Украины в лице как самого МВФ, так и конкретно США, достаточно жёстко ставили условия продолжения финансовой помощи. Проблема заключается в том, что столь настойчиво рекомендованный бюджет является достаточно неблагоприятным для социально-экономической безопасности страны, а также в целом вызывает сомнения в финансовой реалистичности. В результате, существуют серьёзные опасения, что во второй половине 2016 года Украина может столкнуться с незаложенными в бюджет проблемами.
  2. Вместе с тем, украинский парламент принял закон, разрешающий правительству вводить экономические санкции против России в ответ на решения Москвы по зоне свободной торговли и продовольственному эмбарго. Документ в уже традиционной манере формулирует для кабинета министров «полномочия применять адекватные меры экономического характера к государству-агрессору». Это при том, что фактически смена торгового режима с Украиной со стороны России является лишь защитой от неконтролируемого реэкспорта из ЕС, а не целевой экономической агрессией, как, например, против Турции.
  3. США также на минувшей неделе расширили санкционные списки в отношении России. В них внесены ВТБ24, дочерние структуры Сбербанка, а также «Яндекс.Деньги», на 75% принадлежащие тому же Сбербанку. Согласно официальной позиции США, это не является новыми санкциями, а лишь уточнением старых с целью их гармонизации и повышения эффективности. Фактически США оперирует тем же набором мер, но постепенно адаптирует его к изменяющимся обстоятельствам и попыткам российского бизнеса найти обходные пути.
  4. Российский банковский сектор также потрясли и некоторые внутренние изменения, а именно ужесточение контроля за обменом валют. Отдельные представители банковского сообщества даже уже поспешили заявить, что новые правила обмена валют могут вытолкнуть банки в серую зону. Тем не менее, такой прогноз представляется сомнительным, так как обсуждаемая мера в действительности лишь заставляет банки собирать чуть больше данных о клиенте, то есть всего лишь дополняет процедуру, а не накладывает какие-то существенные дополнительные ограничения.
  5. Движение в сторону отказа от американского доллара в международных расчётах продолжается. На ушедшей неделе Россия и Иран, планирующие существенно увеличить оборот двусторонней торговли, объявили о намеренье использовать в расчётах национальные валюты двух стран.
  6. Также на ушедшей неделе правительство России выделило Крыму и Севастополю 13,2 миллиарда рублей в качестве компенсации на закупку электроэнергии у Украины в 2016 году (Крыму — 10,7, Севастополю — 2,5 млрд), что на 800 миллионов рублей больше, чем в 2015 году. Это при том, что в декабре был частично запущен энергомост с территории РФ, а Владимир Путин распорядился прекратить закупки электричества у Украины после полного энергообеспечения Крыма за счёт российских мощностей, что анонсировалось на май 2016 года. Таким образом, получается, что в правительстве, заявляя про энергонезависимость Крыма, в действительности готовятся к продолжению его снабжения за счёт украинских мощностей, причём даже в примерно тех же объёмах. Пожалуй, это выделение средств нуждается в объяснении со стороны правительства РФ, а никто почему-то этот вопрос ему не задаёт.