Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Позиция российских властей по вопросу укрепления курса рубля

Дата публикации: 28.07.2016

Резкая девальвация российской национальной валюты в 2014-2015 годах стала сильным шоком для экономики РФ. Тем не менее, сам по себе фактор низкого курса национальной валюты обладает и рядом положительных эффектов, главным из которых, является повышение конкурентоспособности внутреннего производства. Именно поэтому, говоря о текущей ситуации, очень многие выступают против возврата курса рубля на более высокие значения, фактически желая сохранить сложившееся соотношение курсов валют. В экспертном сообществе по этому вопросу ведутся довольно жаркие дискуссии, однако российские власти, судя по всему, своё мнение по этому вопросу уже сформировали.


19 июля 2016 года, президент России Владимир Путин провёл рабочую встречу с председателем правительства Дмитрием Медведевым, на которой поставил вопрос о необходимости принятия решения о поведении в условиях укрепления курса рубля:

«Рубль укрепляется, несмотря на известную ценовую волатильность на сырьевых рынках. И в этой связи нам, конечно, нужно подумать о том, как и что мы будем делать в ближайшее время в связи с этим фактором.»

Ответ главы правительства показывает, что основным ориентиром в осуществлении политики в этом отношении является поддержка производства и несырьевого экспорта:

«У нас есть план на этот год, по которому мы работаем, где предусмотрена поддержка реального сектора экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, что сейчас очень важно для этого класса предпринимателей, и поддержка несырьевого экспорта, что также нам исключительно важно в текущей ситуации.»

Поскольку поддержка производства и экспортоориентированных отраслей в контексте национальной валюты подразумевает проведение политики низкого курса, то можно констатировать, что позиция российских властей сводится к необходимости сохранения низкого курса, даже если макроэкономические условия будут способствовать его росту.

Более того, на той же встрече речь шла о необходимости учёта данного аспекта на весь срок бюджетного планирования, то есть на 3 года вперёд. Это означает, что при сохранении текущих ориентиров национальной экономической политики, ожидать существенного укрепления курса рубля в ближайшие 3 года не стоит.

Об этом в явной форме членами правительства РФ заявлялось и ранее. В частности, министр финансов России Антон Силуанов, 8 июня 2016 года, прямо заявил, что правительство не заинтересовано в укреплении рубля. Диалог же глав страны и правительства показал, что какой-либо дискуссии по этому вопросу в правительстве нет.

Впрочем, прямо о проведении политики низкого курса национальной валюты всё же чаще предпочитают не говорить. В частности, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, на следующий день после вышеупомянутой рабочей встречи, попытался сгладить формулировки, высказав более нейтральное и размытое соображение, что укрепление рубля требует заранее продумывать меры, принимаемые в отношении ориентированных на экспорт отраслей экономики:

«В целом, безусловно, укрепление рубля имеет позитивные стороны, с одной точки зрения. И, с другой точки зрения, это требует каких-то мер в отношении экспортоориентированных отраслей. Это требует таких тонких настроек, которые нужно заранее продумывать и реализовывать.»

И хотя формально в России на сегодняшний день действует режим плавающего валютного курса, но всё же не вызывает особых сомнений, что позиция властей такова, что свободно плавающим курс будет оставаться только до тех пор, пока он «плывёт» в нужную сторону. В случае сильного укрепления курса национальной валюты, вероятнее всего, будет предпринят ряд мер по сдерживанию роста, заключающихся в закупке иностранной валюты на открытом рынке, что формально может быть прикрыто соображениями наполнения суверенных фондов, как это уже было весной-летом 2015 года в схожей ситуации.

Кроме того, поддержка именно политики низкого курса рубля высказывается и рядом экспертов, близких власти. Так, 21 июля 2016 года, помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил, что укрепление рубля является чрезмерным и приводит к замедлению роста экспорта, а также что это снижает конкурентоспособность российской промышленности и сельского хозяйства, плюс обесценивает задачу импортозамещения:

«С моей точки зрения, сегодня рубль начинает переукрепляться. Это работает в минус, сокращает доходы бюджета и усиливает бюджетные проблемы…

Существует очень большой инструментарий средств, которые могут быть использованы [для ослабления рубля]. Конкретное использование этих инструментов в руках ЦБ и правительства.»

Ну а заместитель председателя Внешэкономбанка Андрей Клепач, помимо того, что также высказал соображение о необходимости сдерживания роста курса рубля, назвал даже конкретные параметры зависимости потерь бюджета от укрепления национальной валюты. По его словам, падение курса доллара на один рубль обходится российскому бюджету в 150-160 миллиардов рублей в год. Назван и комфортный для импортозамещения курс рубля по версии Минпромторга РФ, составляющий 60-70 рублей за доллар.

Впрочем, советник президента РФ Сергей Глазьев наоборот является сторонником сильного курса национальной валюты, но его мнение представляется неопределяющим. Более того, господин Глазьев входит в так называемый Столыпинский клуб, предлагающий альтернативные стратегии экономического развития, но даже в этой экспертной группе нет полного единства по вопросу курсовой политики. В частности, председатель Столыпинского клуба бизнес-омбудсмен Борис Титов 20 июля также заявил, что для экономики России выгоден заниженный курс рубля, и ЦБ РФ необходимо сдерживать чрезмерное укрепление национальной валюты:

«Для экономики, которая должна стремиться к снижению издержек, на стадии роста выгоднее иметь курс ниже, чем установившийся реальный эффективный курс рубля.»

Таким образом, текущий курс экономической политики России явно направлен на удержание низкого курса национальной валюты. Ожидать изменение данной стратегии в ближайшие 3 года вряд ли имеет смысл. Это может произойти лишь при каких-то неожиданных крупных изменениях конъюнктуры, которые, в любом случае, невозможно спрогнозировать. То есть всем экономическим агентам следует исходить именно из предпосылки сохранения низких значений курса рубля.