Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Экономические мотивы вмешательства во внутренние конфликты других государств

Дата публикации: 28.01.2015

Британские политологи провели исследование основных мотивов вмешательства внешней силы в гражданские войны, результаты которого представлены в журнале «Journal of Conflict Resolution». Ими были рассмотрены внутренние конфликты в 69 странах за период с 1945 по 1999 годы (всего в мире гражданские войны составляют более 90% вооружённых столкновений). Примерно в 70% случаев в конфликте принимала участие третья сила, и задачей исследователей было выяснить, какие факторы повышают вероятность такой интервенции.


В итоге, было сделано два основных вывода:

  1. Вероятность внешнего вмешательства прямо зависит от количества нефти в стране, где протекает внутренний конфликт.
  2. Чем больше нефти импортирует то или иное государство, тем с большей готовностью оно вмешается во внутренний конфликт в стране-экспортёре нефти.

Это подтверждается рядом примеров:

  • Как только войска ИГИЛ дошли до богатого нефтью севера Ирака, они были объявлены главной угрозой, тогда как до этого этой проблеме практически не уделялось внимание.
  • Активное вмешательство в ливийский конфликт.
  • С другой стороны, относительно слабое давление на Сирию, так как её положение на рынке нефтедобычи незначительно.

Вместе с этим есть и дополнительные факторы, повышающие шансы вторжения третьей силы:

  1. Она является крупной державой
  2. Повстанцы хорошо вооружены
  3. Между двумя государствами существует этническая близость
  4. Конфликт развивается на фоне холодной войны

Эти выводы также подтверждаются конкретными примерами:

  • Участие США в гражданских войнах в Анголе, Гватемале, Индонезии и на Филиппинах.
  • Решение Великобритании вмешаться в нигерийский конфликт 1967-1970 годов (при отказе от участия в гражданских войнах на территории других своих бывших колоний, где не было запасов нефти: Сьерра-Леоне, Зимбабве).
  • С другой стороны, даже обладающие сильной армией страны, но с крупными запасами нефти (арабские государства Персидского залива, Мексика, Индонезия) практически не вмешиваются во внутренние конфликты своих соседей.

При этом, авторы аккуратно оговариваются, что не утверждают, будто полученные выводы объясняют все решения об интервенции, но чёткая закономерность налицо: потребность в нефти повлияла на множество таких решений. Так что снижение зависимости западных стран от энергоносителей может изменить описанную закономерность.

(Использованы материалы Lenta.ru.)