Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Остановка бизнес-процессов «Apple Россия» из-за отсутствия контроля макроэкономических рисков

Дата публикации: 26.11.2014

В конце ноября 2014 года несколько дней подряд в России не работал on-line магазин компании «Apple». Обычно отключение площадки происходит на несколько часов с целью обновления информации, но в этот раз срок ожидания оказался намного больше. Практически всем было очевидно, что отключение вызвано необходимостью обновления цен, что потребовалось в связи с ослаблением курса рубля, но долгое время было не понятно, почему простое переписывание ценников занимает столько времени. Однако согласно появившейся информации, причина заминки российского представительства «Apple» лежала в области отсутствия контроля макроэкономических рисков.


Аналитик мобильного рынка Эльдар Муртазин на страницах ресурса «Mobile-review» дал следующие объяснения:

«Причина, по которой магазин был закрыт так долго, вовсе не в том, что в «Apple» не могли технически его открыть. Основной изъян заключался в том, что в компании не смогли найти прогнозов по изменению курса рубля, развитию экономики в России и обосновать эти данные перед штаб-квартирой. Удивительно, что в отличие от других производителей и операторов, в «Apple» никогда не интересовались Россией или иными странами в макроэкономическом разрезе, прогнозы развития экономики, потребительского спроса и тому подобная «ерунда» воспринимались как нечто ненужное и лишнее. Единственный рынок, на котором «Apple» уделяет внимание этим показателям, это США, там исторически компания работает совсем в ином ключе.»

Таким образом, отсутствие контроля самых элементарных макроэкономических рисков привело к тому, что российское представительство «Apple» оказалось просто не готово к примитивной операции пересчёта цен. Выяснилось, что компания, во-первых, не готова реагировать на изменение курсовой разницы, а во-вторых, абсолютно не контролирует прогнозы фундаментальных макроэкономических показателей для просчёта рисков на будущие периоды.

Можно было бы списать это на некомпетентность конкретных менеджеров или отсутствие соответствующих процедур в корпоративной культуре, так как американским компаниям курсовые риски, действительно, могут быть не очень понятны. Однако, к сожалению, этот кейс достаточно показателен и для всего российского рынка, где очень многие компании в принципе не считают нужным уделять какое-либо внимание даже базовым макроэкономическим рискам, понимая корпоративную экономическую безопасность лишь в узком бухгалтерском смысле достаточности активов. Например, достаточно вспомнить недавнюю лавину банкротств на рынке туристических операторов РФ.