Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 56

Дата публикации: 26.10.2015

Пятьдесят шестой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. Обостряется конкурентное противостояние России и Саудовской Аравии на мировых нефтяных рынках. Россия уже несколько раз за текущий год превосходила Саудовскую Аравию объёмами поставок в Китай, а Саудовская Аравия ответила РФ активным демпингом на европейском рынке. Таким образом, к уже привычным факторам давления на нефтяные цены присоединился фактор ценовой конкуренции, что делает этот рынок совсем непредсказуемым.
  2. В таких условиях ОПЕК представляется достаточно слабой организацией, которая обслуживает интересы отдельных стран и не выполняет своей стабилизирующей и координирующей функции. Однако на ушедшей неделе стало известно, что Судан подал заявку на вступление в ОПЕК и теперь ждёт решения картеля. До этого он имел статус наблюдателя, так же как и РФ, но теперь, судя по всему, решил стать тринадцатым постоянным членом. Это означает, что крупные экспортёры нефти всё-таки ещё видят какой-то смысл в ОПЕК, а значит полностью хоронить эту организацию не стоит.
  3. Россия подписала договор о предоставлении Кубе кредита в объёме 1,2 миллиарда евро. Судя по всему, этот шаг призван сохранить близкие партнёрские отношения с Кубой, которую, в последнее время, сильно задабривали США, вероятно опасаясь повторения Карибского кризиса после ряда визитов высокопоставленных российских чиновников на этот остров. Примечательно, что возврат кредита будет осуществляться за счёт нефти, сэкономленной в результате ввода новых энергоблоков в эксплуатацию. Россия будет продавать образовавшиеся излишки, а вырученные средства в евро будут перечисляться на специальный счёт во Внешэкономбанке. Такая сложная схема косвенно доказывает, что данная сделка в первую очередь имеет политический смысл, а такой сложный механизм пришлось придумать для хоть какого-то экономического обоснования.
  4. Внутри самой России продолжаются не самые позитивные тенденции. В частности, инфляция за неделю с 13 по 19 октября составила 0,2%. В итоге, в годовом выражении рост цен составил 15,5%, что превосходит официальный прогноз, а времени на вхождение в заданные рамки остаётся всё меньше. С учётом того, что в конце года инфляция наоборот традиционно ускоряется, можно практически с полной уверенностью утверждать, что в целевые рамки этот показатель по итогам 2015 года не впишется.
  5. Тем не менее, решение об индексации социальных пособий не по уровню фактической инфляции до определённой степени развязывает руки правительству, которое теперь может обращать на этот показатель меньше внимания. Компромиссный вариант с возможной догоняющей индексацией во второй половине 2016 года обещано рассмотреть к 1 июля.
  6. Примечательно, что на ушедшей неделе «Норильский никель» официально отказался от трёхлетнего бюджета, то есть фактически пошёл по стопам российского правительства. Это означает, что горизонт планирования в РФ сокращается с трёх лет до одного года не только на государственном уровне, но и на уровне крупных корпораций, а значит фактически во всей экономике в целом. В таких условиях крайне трудно говорить о каких-то крупных инвестиционных программах, так что вполне можно ожидать и падение инвестиционной активности.
  7. Тем временем, стало известно, что на правительственном уровне возвращается интерес к системам мониторинга национальной безопасности. В частности, о начале разработки такой системы объявил Совет безопасности Российской Федерации (подробнее см. «Разработка системы оценки и мониторинга состояния национальной безопасности РФ»). Также стало известно, что новая редакция Стратегии национальной безопасности России на следующие пять лет будет представлена президенту Владимиру Путину до конца 2015 года. Новый документ заменит предыдущий вариант, утверждённый в мае 2009 года.