Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Оправданность нарушения принципа взаимности в отношении срока российских контрсанкций

Дата публикации: 25.06.2015

22 июня 2015 года главы МИД стран ЕС продлили на шесть месяцев, до 31 января 2016 года, экономические санкции против России, включающие ограничения в сфере кредитования российских госбанков, оборонных предприятий, на поставки оружия и военной техники и технологий двойного назначения. Через два дня, 24 июня, президентским указом Россия продлила продовольственное эмбарго против США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии, однако сроком не на шесть месяцев, а на двенадцать, до 6 августа 2016 года. У некоторых нарушение принципа взаимности в отношении срока длительности санкций вызвало вопросы, но следует понимать, что данное решение полностью оправдано с точки зрения экономической безопасности российского АПК.


Официально пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил более длительный срок контрсанкций необходимостью развития страны:

«Это вызвано интересами РФ с точки зрения развития экономики страны.»

Данная формулировка достаточно размыта и непонятна. Какой именно смысл в неё вкладывался остаётся лишь догадываться, но определённо можно сказать, что годовой, а не полугодовой срок контрсанкций вполне оправдан по следующим причинам.

Фактически продовольственное эмбарго сжало предложение продуктов питания на российском рынке, что повысило его ёмкость для отечественных производителей. Тем не менее, в сельском хозяйстве достаточно длительные производственные циклы, измеряющиеся в среднем как раз годом. Если продлевать контрсанкции только до 6 февраля 2016 года, то отечественные производители оказываются в ситуации неопределённости, а значит рискуют нарастить объёмы производства, но уже зимой 2016 года столкнуться с возвращением на рынок иностранных конкурентов.

То есть если бы контрсанкции были продлены только на полгода, то многие российские производители продуктов питания не стали бы инвестировать в наращивание выпуска в 2016 году, опасаясь риска возврата на рынок иностранных товаров ещё до конца текущего производственного цикла. Продлевая же санкции на год, правительство даёт сигнал отечественным производителям, что они на весь срок нового производственного цикла остаются на рынке без конкуренции с иностранными производителями, а значит могут наращивать объёмы выпуска в соответствии с увеличившейся ёмкостью рынка.

Трудно сказать, руководствовалось ли правительство именно этими соображениями, но, так или иначе, с точки зрения поддержки отечественного производства нарушение принципа взаимности в отношении срока контрсанкций вполне оправдано.