Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Оценка ущерба российской экономики от санкций по версии Глазьева

Дата публикации: 25.03.2016

Советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев заявил, что объём ущерба, нанесённого российской финансовой отрасли антироссийскими санкциями, за два года составил 250 миллиардов долларов. Он отметил, что количество денег в экономике сокращается, в частности, за счёт того, что из российской экономики уходят средства на оплату внешнего корпоративного долга, который невозможно рефинансировать в условиях наложенных ограничений. Однако данная оценка вызывает некоторые сомнения, хотя бы потому, что противоречит некоторым заявлениям самого господина Глазьева, которые он делал ранее.


Напомним, что в 2015 и в 2016 году Сергей Глазьев заявлял о необходимости впрыскивания в российскую экономику около 7 триллионов рублей, аргументируя это как раз сокращением денежной массы в результате наложенных на Россию санкций. Разговоры об оттоке капитала и ущербе в 2миллиардов долларов наталкивают на мысль, что господин Глазьев имеет ввиду то же самое. Однако 250 миллиардов долларов — это сумма, превосходящая 7 триллионов рублей: как по новому курсу (250*68 = 17000), так и по старому (250*33 = 8250). Это не говоря уже о том, что и заявления про необходимость расширения денежной массы на 7 триллионов рублей противоречили друг другу, являясь разнесёнными во времени без соответствующего приведения, а также противоречили методике Глазьева в отношении предельно-критических значений показателей в рамках системы индикаторов экономической безопасности.

Таким образом, оценка ущерба на уровне 250 миллиардов долларов, безусловно, представляет определённый интерес. Однако груз противоречий вокруг количественных оценок Сергея Глазьева в сфере экономической безопасности уже настолько велик, что это заставляет относиться к ним с высокой долей скепсиса.

Также следует отметить, что существуют альтернативные оценки ущерба российской экономики от санкций. В частности, представителем Минэкономразвития РФ в 2015 году называлась оценка в 25 миллиардов долларов, а экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным — в 1,5% ВВП.