Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 108

Дата публикации: 24.10.2016

Сто восьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На прошедшей неделе активно обсуждался вопрос введения в отношении России нового пакета санкций, связанных с расхождением позиций по сирийскому вопросу, а именно способов и методов ведения операции против ИГ. Однако сам факт достаточно долгих консультаций по этому вопросу свидетельствует о серьёзных проблемах в поиске консенсуса внутри Евросоюза. В итоге, во время длительных переговоров на саммите ЕС в Брюсселе премьер Италии Маттео Ренци выступил против предложения ввести новые санкции в отношении России, за которое первоначально выступили Германия, Франция и Великобритания. Результатом этого стал провал санкционной инициативы. Формально ЕС взял паузу, озвучив намеренье пристально следить за действиями России в Сирии. Пожалуй, всё это говорит об ослаблении позиций сторонников конфрантационных отношений с РФ, поэтому угрозу введения новых санкций со стороны ЕС вряд ли следует оценивать как сильную. А вот со стороны США новых мер экономического принуждения ожидать вполне можно, но не в перспективе ближайших недель, а в перспективе ближайших месяцев, так как несколько следующих недель будет занято подготовкой и проведением президентских выборов, представляющих собой достаточно сильное противостояние кланов политической элиты США.
  2. Россия конкретизировала позицию по вопросу спора с Украиной относительно кредита на 3 миллиарда долларов. Было объявлено, что основанием для переговоров по вопросу долга будет его признание суверенным, то есть чтобы изначально произошло обособление данного актива от задолженности Украины перед институциональными инвесторами. Это создаст почву обсуждения особых схем реструктуризации, а не просто повторение заведомо проигрышной для России универсальной схемы частичного списания и откладывания платежей. Дело в том, что российский кредит был выдан на принципиально иных условиях, чем прочие коммерческие кредиты, в частности, под существенно меньший процент, поэтому требование его реструктуризации по универсальной схеме является экономически недобросовестным. Следует отметить, что для Украины, несмотря на большое количество популистских заявлений, важно хотя бы демонстрировать желание урегулирования финансового конфликта с Россией, так как в противном случае МВФ может признать её недобросовестным должником и прекратить финансовую поддержку.
  3. Приближается встреча стран ОПЕК, на которую запланирована очередная попытка подписания соглашения нефтедобывающих стран о заморозке объёмов добычи и даже частичном их сокращении. Соответствующая договорённость в предварительном виде уже достигнута практически со всеми игроками рынка, в том числе и не входящими в ОПЕК, но как показывает опыт прошлых переговоров в Дохе, сорваться всё может в самый последний момент. Впрочем, в этот раз речь идёт о большем числе нефтедобывающих стран, заявивших о готовности присоединиться к мерам стабилизации рынка. Так, на прошедшей неделе активные переговоры были между Саудовской Аравией и Россией, а также существует предварительное согласие Ирана, который за прошедшие полгода вышел на приемлемые для себя объёмы добычи, что ранее являлось основным требованием данного игрока.
  4. Более того, стало известно, что президент Венесуэлы Николас Мадуро хочет пригласить США на ближайшее заседание ОПЕК и расширить картель, превратив его в новый нефтяной альянс. Вероятно, это попытка нейтрализовать фактор риска для нефтяных цен со стороны бесконтрольного наращивания добычи в США, которая может подскочить на фоне роста котировок и вновь обрушить цены, просто перераспределив рыночные доли, но не стабилизировав ситуацию. Однако практически в тот же день Национальная ассамблея Венесуэлы, большинство мест в которой принадлежит оппозиции, в ходе чрезвычайной сессии одобрила резолюцию, называющую действия исполнительной власти угрозой конституционному строю. Также она объявила о намерении начать процедуру импичмента президента Николаса Мадуро. То есть инициативы Венесуэлы могут отойти на второй план из-за внутреннего политического кризиса, способного вообще привести к смене курса страны.
  5. В сентябре 2016 года, в Российской экономике был зафиксирован интересный эффект продовольственных санкций против Турции. Потребительские цены на апельсины в этом месяце выросли почти на 16%, причиной чего стал образовавшийся дефицит этих фруктов на российском рынке из-за антитурецких санкций, на которые наложилось досрочное закрытие сезона апельсинов в Южно-Африканской Республике, являющейся ещё одним значимым импортёром данной продукции. Однако такой сильный инфляционный эффект обуславливается даже не отсутствием достаточного объёма, а стратегией ожидания, так как турецкие апельсины на оптовом рынке вдвое дешевле египетских, поэтому импортёры просто перестали покупать у других поставщиков цитрусовые в ожидании фруктов из Турции.