Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Можно ли бороться с пьянством посредством повышения цен?

Дата публикации: 24.09.2014

С 1 августа минимальные цены на водку в России повысились на 10%, в результате чего самая дешёвая бутылка водки теперь стоит 220 рублей. Специалисты Фонда «Общественное мнение» провели опрос, посвящённый исследованию как россияне относятся к повышению цен на водку и приведёт ли эта мера к снижению пьянства. Его результаты показали, что повышение цен, действительно, до определённой степени может повлиять на снижение спроса.


Оказалось, что хотя бы изредка покупает водку 48% респондентов. На вопросы «Повышение цен на водку как-нибудь повлияет на то, будете вы её покупать или нет? И если повлияет, то как именно?» они дали следующие ответы:

  • Никак не повлияет — 31%
  • Буду покупать более дешёвую водку — 7%
  • Перейду на другие напитки — 4%
  • Буду покупать водку реже, в меньшем количестве — 6%
  • Вообще не буду покупать водку — 2%
  • Затрудняюсь ответить — 4%

Таким образом, опросы показывают, что повышение цены на 10% способно снизить потребление алкоголя от 2% до 12%, хотя верхняя граница образована путём суммирования трёх последних ответов в максимально оптимистичном варианте. В реальности, скорей всего, показатель эластичности будет существенно ниже единицы.

Исходя из этого можно сказать, что борьба с алкоголизмом чисто экономическими методами не очень эффективна. В данном случае речь скорей должна идти о комплексном решении, причём в большей степени основывающемся на вопросы популяризации здорового образа жизни и формировании новой культуры отношения к алкогольной продукции.