Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 47

Дата публикации: 24.08.2015

Сорок седьмой выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На минувшей неделе продолжилась девальвационная волна в развивающихся экономиках. В частности, на этот раз уже Казахстан перешёл на свободно плавающий курс национальной валюты, вследствие чего она сразу упала на 26%. Данное действие казахских властей вполне логично, так как два основных его партнёра — Россия и Китай — до этого уже продемонстрировали снижение курсов своих национальных валют. Фактически Казахстан просто вступил в новый раунд валютных войн.
  2. Тем не менее, следует отметить, что обвальная девальвация казахского тенге всё же, по всей видимости, не является стихийной, потому что правительство заявило, что вкладчики, чьи остатки на счетах не превышают 1 млн тенге, смогут получить компенсацию курсовой разницы, возникшей после девальвации. То есть казахские власти, в отличие от многих других, пытаются компенсировать девальвационный шок для простого населения.
  3. Тем временем, в России продолжается ускоряющееся падение курса рубля, обусловленное рядом макроэкономических факторов. Примечательно, что ряд высокопоставленных чиновников заявляет о том, что поддерживающих интервенций со стороны Банка России ожидать не стоит, хотя и аргументируют это достаточно сомнительными доводами (см. «Сомнительность аргументации А. Белоусова относительно оправданности отказа от валютных интервенций»). Однако поддерживающие интервенции, судя по всему, всё-таки будут, просто это в очередной раз попытаются сделать не средствами ЦБ, а средствами крупных корпораций. Правительство и Банк России, как заявляется, «проводят с компаниями работу в этом направлении». То есть речь идёт о том, чтобы поддержать рубль не интервенциями за счёт валютных резервов, а за счёт дополнительных продаж валюты компаниями-экспортёрами.
  4. В то же время, следует отметить, что с начала августа в России наблюдается нулевая инфляция. Тем не менее, скорей всего, это просто компенсирующий эффект сезонного фактора. Обычно в это время инфляция вообще бывает отрицательной за счёт выброса на рынок большого объёма продовольственных товаров. В этот же раз дефляции не получилось, но удалось удержать инфляцию на нулевом уровне. То есть нулевая инфляция в августе говорит не о какой-то стабилизации, а скорей о продолжении кризисных процессов, так как по сравнению с прошлыми периодами это всё же ухудшение для этого времени года.
  5. Продолжается тенденция закручивания гаек в сфере контроля за контрабандой. В частности, Федеральная таможенная служба выступила с инициативой ужесточить наказание за этот вид преступления: сейчас максимально возможным наказанием является штраф, но предлагается предусмотреть и возможность тюремного заключения. Эту инициативу поддерживает и Минсельхоз, так как в настоящий момент вся эта активность преимущественно обусловлена именно ситуацией вокруг продовольственного эмбарго.