Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Угроза внешнего корпоративного долга для национальной экономической безопасности

Дата публикации: 24.03.2014

Внешний государственный долг традиционно считается одним из базовых показателей экономической безопасности страны. Причём он является чисто пороговым индикатором, поэтому ограничивается только верхним значением 60% ВВП. Однако помимо государственного существует и корпоративный долг, большой объём которого также влечёт за собой определённые угрозы национальной экономической безопасности.


Внешний корпоративный долг —
это задолженность частного сектора резидентов определённой страны перед нерезидентами. При этом, заёмщиками могут выступать как частные, так и государственные компании.

С одной стороны, государство не отвечает по долгам частных компаний, поэтому казалось бы, их долги не должны волновать правительство, но с другой, частный бизнес платит налоги, организует рабочие места и играет ключевую роль в формировании ВВП, поэтому неправильно полностью отмахиваться от его проблем и рисков, особенно в тех случаях, когда риски увеличиваются за счёт действий государства.

Банкротство частных компаний вследствие их неспособности обслуживать свой внешний долг, помимо общих макроэкономических угроз (потеря рабочих мест, снижение производительного потенциала экономики и т. п.), также влечёт за собой специфические угрозы, такие как переход национального производства в руки иностранных собственников с возможным уничтожением целых отраслей национального хозяйства.

Проблема также усугубляется тем, что внешнее заимствование зачастую сопровождается дополнительными рисками, особенно если речь идёт о не очень стабильной экономике. Так, ослабление курса национальной валюты приводит к возрастанию реального объёма задолженности перед внешними кредиторами, потому что прибыль компания получает в национальной валюте, на которую теперь можно купить меньшее количество иностранной, в которой и следует отдавать долг.

Этот риск не актуален для компаний, чей внешний долг выражается в той валюте, в которой они и осуществляют свои хозяйственные операции. Однако поскольку международное кредитование идёт, как правило, в резервных валютах, то от этого риска оказываются защищены компании только из тех стран, где расчёты осуществляются в данной валюте.

К тому же надо учитывать, что с точки зрения последствий для задолжника, банкротство компании — это намного более фатальное событие, чем дефолт государства, потому что, так или иначе, государство будут выводить из критической ситуации, рефинансируя долги и возможно даже их списывая. Реального уничтожения государства как хозяйственной единицы с распродажей имущества и тому подобным, скорей всего, не будет, тогда как компания вполне может в принципе прекратить своё существование.

К сожалению, индикативные системы экономической безопасности, как правило, учитывают лишь показатели государственного долга, тогда как корпоративный долг также может быть очень важен. Однако ввиду описанных нюансов с различиями валюты долга и операционной деятельности предприятия, подобный индикатор нуждается в достаточно серьёзной проработке.