Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 60

Дата публикации: 23.11.2015

Шестидесятый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На ушедшей неделе продолжилось обострение ценовой конкуренции на нефтяных рынках. Прежде всего, Иран заявил, что рассчитывает в течение пяти-шести месяцев увеличить добычу нефти на миллион баррелей в сутки. То есть в ближайшее время на рынок выйдет ещё один поставщик с достаточно большим объёмом нефти, которую он готов продавать по достаточно низкой цене. Как раньше заявляло руководство Ирана, хоть по 20 долларов за баррель.
  2. Вместе с этим, Ирак также активно борется за рыночную долю и не только наращивает экспорт, но и напрямую использует демпинг. В результате стоимость нефти из корзины ОПЕК на прошлой неделе приблизилась к минимуму за 11 лет.
  3. В свою очередь, появилась информация, что и Россия готова к новым скидкам на нефть для европейских потребителей, чтобы сохранить свои позиции на этом рынке, который в последнее время активно атакуется Саудовской Аравией, а в потенциале может быть частично занят и Ираном. Все эти факторы, пожалуй, делают маловероятным рост нефтяных цен в перспективе ближайших шести месяцев, а значит первую половину 2016 года России придётся исполнять бюджет в условиях достаточно неблагоприятной конъюнктуры.
  4. Впрочем, существует один фактор, который может воздействовать на нефтяные цены в сторону их повышения, а именно прекращение поставок нефти по заниженной цене со стороны «Исламского государства». На прошлой неделе российская авиагруппа уничтожила несколько сотен бензовозов, которые использовались ИГ для вывоза нефти из Сирии на переработку в Ирак. Возможно консолидация усилий мирового сообщества по борьбе с данной террористической организацией устранит один из факторов давления на нефтяные цены, что приведёт к некоторой стабилизации мирового рынка.
  5. Кроме того, ситуация с военным конфликтом в Сирии действует негативно не только на нефть, но и на глобальные интеграционные группировки в целом. В частности, Нидерланды рассматривают возможность введения пограничного контроля совместно с несколькими странами, разделяющими их взгляды на миграционную проблему. Фактически речь идёт о создании «мини-Шенгена», то есть ситуация с беженцами начинает расшатывать саму структуру Европейского союза.
  6. Вместе с этим, ЕС наоборот пытается развивать интеграционные процессы. В частности, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер внезапно написал российскому президенту Владимиру Путину письмо, в котором предложил укреплять торговые связи между ЕС и Евразийским экономическим союзом, то есть возможно речь идёт о некотором прощупывании почвы на предмет постепенной отмены санкций. И хотя по имеющейся информации санкции ЕС решено продлить до лета 2016 года, но возможно это уже последнее продление, к тому же несущее в большей степени репутационный эффект, так как российские контрсанкции также продлены до лета 2016.
  7. Кроме того, после принятия в России закона об обязательности использования отечественного программного обеспечения, ряд зарубежных IT-компаний, в частности, из Германии, стали предпринимать ряд действий по удержанию рынка. Они начали обсуждать с Минэкономразвития России возможность продажи госструктурам иностранного программного обеспечения на условии переноса производства в Россию. То есть уходить с российского рынка европейские компании очень не хотят и всё бизнес-сообщество как раз крайне заинтересовано в большей интеграции с Евразийским экономическим союзом и особенно РФ.
  8. Уже традиционно продолжается сага украинского долга перед Россией. В частности, в начале прошедшей неделе Путин объявил суть российского предложения по данной задолженности, сделав первый шаг навстречу, так как до настоящего момента украинская сторона ни с какими предложениями на официальном уровне не выходила. В целом, условия оказались даже более мягкие, чем в своё время просили представители МВФ (подробнее см. «Предложение России по реструктуризации украинского долга и связанные с ним сложности»).
  9. Тем не менее, украинская сторона пока отказывается принять даже новые условия. В частности, премьер-министр Украины Арсений Яценюк в очередной раз в свойственной агрессивной манере заявил, что Киев не будет платить России 3 миллиарда долларов долга. Украина требует списания 20% долга и перенос платежей на 4 года, тогда как Россия предлагает рассрочку на 3 года без списания.
  10. Важным условием российского предложения было то, что для получения рассрочки за Украину должны поручиться МВФ или США. Однако МВФ пока избегает это комментировать и лишь заявляет, что они ожидают прямых дискуссий между Москвой и Киевом относительно украинского долга. Судя по всему, окончательной позиции в МВФ по этому вопросу ещё не выработано.
  11. Однако уже появилась информация, что юридический департамент МВФ классифицировал долг Украины перед Россией как официальный, тогда как его представление как частного было одним из вариантов силового решения проблемы (подробнее см. «Позиции сторон и возможные сценарии развития событий вокруг украинского долга перед Россией»). Впрочем, исполнительный совет МВФ ещё не принял решения по этому вопросу, а определяющей является именно его позиция.
  12. Важным аспектом всей ситуации вокруг украинского долга является то, что по словам пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Москва ждёт официального ответа Киева на предложение о реструктуризации долга от Украины. Песков также подчеркнул, что других предложений не будет. То есть все агрессивные заявления украинских политиков в сущности являются неофициальными и ничего не значат, а предназначаются, скорей всего, для внутренней арены. Фактически отсутствие официального отказа платить на имеющихся условиях свидетельствует о слабости украинской позиции, которую они сами осознают, поэтому тянут до последнего, надеясь на возможное разрешение конфликта. Напомним, что крайнем сроком уплаты является 20 декабря 2015 года.
  13. Одновременно с этим, отношения между Россией и Украиной ухудшаются и по другим направлениям. В частности, Россия заявляет о введении в отношении Украины продовольственного эмбарго (подробнее см. «Введение Россией продовольственного эмбарго в отношении Украины»), а с украинской стороны начались активные агрессивные действия в отношении энергетической безопасности Крыма (подробнее см. «Эскалация угроз экономической безопасности Крыма»).
  14. Параллельно с внешними проблемами, в России обостряются и внутренние. В частности, на ушедшей неделе появилась статистика, что в октябре 2015 года реальная зарплата среднего россиянина сократилась на 10,9%, и этот темп сокращения является рекордным за последние 16 лет. Так что России не стоит сильно увлекаться противостоянием на внешних рубежах и обратить серьёзное внимание и на внутренние экономические проблемы.