Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Разработка системы оценки и мониторинга состояния национальной безопасности РФ

Дата публикации: 23.10.2015

Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации был подготовлен проект Положения «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации», обсуждение которого состоялось на заседании Межведомственной комиссии по стратегическому планированию, проведённому Секретарём Совбеза Николаем Патрушевым. Таким образом, наконец-то Совет Безопасности возвращается к вопросу необходимости инструментов мониторинга и количественной оценки уровня национальной безопасности, чего, судя по информации в открытых источниках, не происходило с 2000 года. Тем не менее, опыт прошлых подобных индикативных систем заставляет опасаться очередных спорных методик, не применимых на практике.


Проект формулирует определение государственного мониторинга состояния национальной безопасности:

Государственный мониторинг состояния национальной безопасности —
система непрерывного наблюдения за развитием ситуации в сфере обеспечения национальной безопасности.

Как сообщается, в проекте уже детально прописана процедура осуществления государственного мониторинга. Ответственными за его проведение органами и институтами являются Совет Безопасности Российской Федерации и его аппарат, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также иные государственные органы и организации. Результаты мониторинга будут отражаться в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту России о национальной безопасности и мерах по её укреплению.

Среди задач мониторинга заявлено:

  • Сбор, обработка и анализ информации о состоянии национальной безопасности;
  • Прогнозирование и выявление угроз в сфере национальной безопасности;
  • Проработка вариантов возможных управленческих решений по преодолению негативных тенденций и кризисных ситуаций.

Это существенно больший круг задач, чем тот, который ставился перед ранее утверждёнными системами индикаторов экономической безопасности 1996 и 2000 года. Судя по всему, новая система оценки и мониторинга шире и по кругу рассматриваемых проблем, так как не ограничивается экономической безопасностью, а рассматривает национальную безопасность в целом. Косвенно это подтверждается и бо́льшим числом индикаторов, так как сообщается, что в ходе мониторинга будет учитываться более 60 критериев и показателей национальной безопасности, утверждённых по предложению министерств и ведомств, а также научного совета при Совбезе, тогда как системы 1996 и 2000 года имели около 20 индикаторов.

Особое внимание на себя обращает то, что, судя по всему, система оценки и мониторинга будет выстраиваться на базе уже существующих показателей национальной статистики. Будет ли это чисто открытая статистика, или с применением закрытых, но просто уже собираемых данных, пока не ясно. Также не ясно, будут ли методика и результаты мониторинга опубликованы в открытых источниках.

В целом, необходимость глобальной системы количественной оценки уровня национальной безопасности назрела уже давно. Попытки внедрения подобных систем прекратились ещё в прошлом веке, а серьёзные академические исследования в этом направлении также остались максимум в нулевых годах XXI века. То есть актуальность такого инструмента не вызывает сомнения, но существуют некоторые опасения компетентностной готовности ответственных лиц разработать работающую систему оценки и мониторинга состояния национальной безопасности, так как опыт предыдущих лет показал, что даже в академических кругах существует серьёзный дефицит подобных специалистов.