Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Рост государственного долга России и стоимости его обслуживания

Дата публикации: 23.09.2015

Согласно данным, озвученным Председателем Счётной палаты Татьяной Голиковой во время выступления на «Правительственном часе» в Государственной Думе, государственный долг России за 2012-2014 годы практически удвоился, возрастя на 92%. Причём пик роста государственной задолженности пришёлся на 2014 год, когда он составил 36,4%, причиной чего стало привлечение облигаций федерального займа на 1 триллион рублей для Агентства по страхованию вкладов. Расходы же на обслуживание госдолга за всё те же 2012-2014 годы выросли на 58% — до 415,6 миллиардов рублей в год.


Отдельно Татьяна Голикова подчеркнула ухудшение ситуации с задолженностью регионов, которая демонстрирует устойчивый рост с 2012 года. По состоянию на 1 сентября 2015 года совокупный долг регионов РФ равнялся 2,116 триллионов рублей. Было сказано, что доходную базу регионов серьёзно затронуло решение по созданию консолидированных групп налогоплательщиков:

«На практике получилось существенное и непрогнозируемое перераспределение доходов между различными регионами. За 2014 год 31 субъект недополучил доходы в сумме 127 миллиардов рублей, по 53 регионам доходы увеличились на 61,9 миллиардов рублей.»

То есть в значительной степени проблема обуславливается неэффективным государственным управлением, которое создало негативные условия для регионов страны. Вопрос эффективности экономической политики также был поднят в контексте расходования средств суверенных фондов. В частности, в 2013 году Правительство России приняло решение о поддержке 11 инфраструктурных проектов на возвратной основе за счёт средств Фонда национального благосостояния. На 1 сентября 2015 года из 815 миллиардов рублей размещено 352,1, а 254,4 направлено на финансирование проектов, свободные же средства размещены на депозитах в банках:

«Средства ФНБ, направленные на финансирование инфраструктурных проектов, осваиваются не очень высокими темпами. По состоянию на 1 сентября 2015 года использовано средств ФНБ в объёме 68% от перечисленных средств, в том числе на реализацию проекта по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожной магистралей использовано 2,1% от объёма перечисленных средств.»

Таким образом, государственный долг Российской Федерации хоть и вписывается в формальные пороговые значения (внутренний около 10% ВВП и внешний около 5% ВВП при формальном пороге в 60%), но относительно своих предшествующих значений демонстрирует существенное ухудшение, а главное токсикацию, так как набирает плохие структурные компоненты, в частности, необеспеченные долги регионов. В условиях общей неблагоприятной конъюнктуры, а также внешних санкций, лежащих как раз и в финансовой сфере, имеет смысл обратить особое внимание на снижении неблагоприятных процессов в государственных финансах.