Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Как восстановить энергетическую безопасность после Крыма

Дата публикации: 23.04.2014

Перепечатка статьи © Гонула Тола (англ. Gonul Tol) и Алекса Ватанка (англ. Alex Vatanka) «Restoring Energy Security After Crimea» (Как восстановить энергетическую безопасность после Крыма — англ.), опубликованной в «The National Interest», в русском переводе сайта ИноСМИ. Статья посвящена обзору возможных путей для повышения энергетической безопасности Европы за счёт диверсификации газовых поставок из Турции и Азербайджана.


Кризис на Украине заставил Европу не без оснований опасаться возможных перебоев с поставками российского газа. Сейчас ЕС получает от России примерно 30% потребляемого им газа, и больше половины этих поставок осуществляется через территорию Украины. С подобной зависимостью нужно что-то делать, и чем скорее, тем лучше. Сейчас европейские лидеры вырабатывают энергетические стратегии, позволяющие компенсировать потенциальную утрату российского газа в долгосрочной перспективе. На этом фоне важными партнёрами Европы в сфере энергетической безопасности выглядят две страны — Турция и Азербайджан.

Турция давно стремится стать перевалочным пунктом для нефти и газа, идущих в Европу с Каспия и Ближнего Востока. Азербайджан — светская, проамерикански настроенная страна, находящаяся на берегах Каспийского моря, обладает собственными крупными углеводородными ресурсами. Её местонахождение также делает её естественным маршрутом для транспортировки в Европу нефти и газа из не имеющих выхода к открытому морю, но энергетически богатых Казахстана и Туркмении. Совпадение интересов между Турцией и Азербайджаном — экспортирующей страной и транзитной страной — уже породило два стратегически важных энергетических проекта: нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) и газопровод «Баку-Тбилиси-Эрзерум» (БТЭ). Два ключевых урока этих проектов крайне поучительны.

Первый урок заключается в том, что российскую хватку всё-таки можно ослабить, а второй — в том, что стратегические проекты в регионах на периферии России, направленные на снабжение Европы энергией, могут осуществляться только при твёрдой поддержке со стороны Америки и Европы. Европейские лидеры полностью это осознают. После аннексии Россией Крыма министр иностранных дел Британии Уильям Хейг (англ. William Hague) сразу же подчеркнул, что Турция и Азербайджан играют важную роль в будущих планах Европы. Отдельно Хейг упомянул Южный газовый коридор — европейскую инициативу, которая должна облегчить поступление каспийского газа в Европу. Однако европейцы — не единственные, чья позиция важна в данном вопросе.

Целый ряд сменявших друг друга в США администраций считал, что энергетическая безопасность Европы — предмет национальных интересов Америки. Соединённые Штаты с середины 1990-х годов старались диверсифицировать поставки газа в Европу, создавая газовый коридор из каспийского региона на Запад. Трубопроводы БТД и БТЭ были частью этой стратегии, и в их строительстве важную роль сыграла американская политическая поддержка. Однако, несмотря на поддержку США, объёмы газа, поступающие в Европу из каспийского региона, Средней Азии и Казахстана, не могут заменить импорт из России. С учётом кризиса в Крыму, Соединённые Штаты должны постараться увеличить число надёжных источников энергии для Европы.

Для этого Вашингтону следует поддержать проект Трансанатолийского газопровода, что заодно поможет укрепить турецко-азербайджанское сотрудничество. Речь идёт о важной части Южного газового коридора, предназначенной для транспортировки газа из Азербайджана в Европу через Грузию и Турцию. Пропускная способность второй очереди газопровода должна составить в 2023 году 23 миллиарда кубометров, а пропускная способность третьей очереди, которая должна быть запущена к 2026 году — 31 миллиард кубометров. Южный газовый коридор важен не только для европейских потребителей — он необходим Турции для энергетической безопасности и экономического развития. Турция стремится в долгосрочной перспективе снизить зависимость от газового импорта из России и Ирана и увеличить объёмы поставок из Азербайджана, так как азербайджанский газ дешевле российского и иранского.

Дополнительные шесть миллиардов кубометров газа в год, которые обеспечит Турции Трансанатолийский газопровод, должны помочь стране снизить одновременно зависимость от России и Ирана и расходы на покупку газа. В результате Турция сможет увеличить свою энергетическую безопасность, диверсифицировав источники и маршруты поставок, и ускорить экономическое развитие, уменьшив издержки.

Последствия для Азербайджана также будут значительными. Южный газовый коридор поможет ослабить контроль России над турецким газовым рынком и увеличить роль Азербайджана на нём. Одновременно этот проект даст Азербайджану возможность продавать газ на европейских рынках. В итоге энергетические доходы Азербайджана возрастут, что будет способствовать экономическому росту и инвестициям. Кроме того, углубятся политические и экономические связи Азербайджана с Грузией, Турцией и странами Европейского Союза. Вашингтон должен не просто приветствовать такое развитие событий — участие Америки может ускорить процесс осуществления этих задач. На фоне того, как ведёт себя Россия в Крыму, есть серьёзные причины спешить с диверсификацией энергоснабжения Европы и идти навстречу таким союзникам, как Турция и Азербайджан.

 

Алекс Ватанка — внештатный научный сотрудник Института Ближнего Востока.

Гонул Тол — основатель и директор Центра турецких исследований и научный сотрудник Института Ближнего Востока.