Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Слухи о фискальной атаке бизнеса

Дата публикации: 22.02.2014

Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на неназванный источник в Следственном комитете России, «сверху» получено распоряжение активизировать работу по налоговым преступлениям в связи с ростом бюджетного дефицита. То есть якобы имеется чёткое распоряжение обеспечить приток фискальных доходов за счёт ужесточения налогового контроля. Например, только в Москве, по итогам прошлого года число возбуждённых налоговых дел увеличилось на треть, что ориентировочно позволило возместить бюджету ущерб в размере 2,6 миллиарда рублей.


В последние несколько лет наметилось снижение налоговых дел. Так, в 2009 году их количество превышало 14,6 тысяч дел, а уже в 2011 этот показатель снизился до 3,3 тысячи. Объясняется это либерализацией законодательства, проведённой как раз в 2011 году. В частности, были приняты поправки, запрещающие следственным органам возбуждать дела самостоятельно. Инициировать расследование стало можно только на основании материалов, предоставленных ФНС. При этом, в 2013 году был внесён законопроект, фактически отменяющий поправки 2011 года.

Стоит отметить, что как раз недавно состоялась публичная дискуссия по вопросу реального размера налоговой нагрузки на бизнес. Международные эксперты утверждали, что в России она слишком велика и выдавливает бизнес в теневой сектор. В то же время, представитель Министерства финансов не согласился с озвученной оценкой и привёл практически вдвое меньшее число.

В любом случае, важно понимать, что наполнение государственного бюджета посредством жёсткого закручивания гаек в сфере налогового контроля, действительно, может дать прирост фискальных доходов в краткосрочном периоде, тогда как в долгосрочном может сильно сократить налогооблагаемую базу за счёт снижения рентабельности бизнеса до критических значений. Кроме того, на конкурентных рынках налоговая оптимизация вряд ли способствует повышению маржинальности, а весь выигрыш идёт всего лишь на снижение цен. То есть повышение налоговой нагрузки, в том числе и просто за счёт ужесточения контроля, может привести к росту цен, от чего пострадает уже конечный потребитель.

Ввиду наличия у государства подушки безопасности в виде суверенных фондов, вряд ли имеет смысл бороться с теневой налоговой оптимизацией такими репрессивными мерами, так как риск неблагоприятных побочных эффектов слишком велик, особенно в контексте не самых радужных перспектив российской экономики в ближайшей перспективе. Возможно имеет смысл покрыть бюджетный дефицит изъятиями из стабилизационных фондов, а с нелегальной налоговой оптимизацией бороться более либеральными методами, типа перераспределения нагрузки.

(Использованы материалы Lenta.ru.)