Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Мысли об экономической безопасности № 64

Дата публикации: 21.12.2015

Шестьдесят четвёртый выпуск колонки, содержащей тезисное изложение различных мыслей на тему экономической безопасности, которые прямо или косвенно перекликаются с событиями последнего времени. Материал посвящён беглому представлению авторского взгляда на вопросы защиты экономических агентов и обеспечения устойчивости и конкурентоспособности корпоративных структур и хозяйственных систем.


  1. На минувшей неделе, совет директоров МВФ признал официальный статус займа на 3 миллиарда долларов, который Россия предоставила Украине в декабре 2013 года. Решение, не встретив возражений, вступило в силу автоматически вечером 16 декабря, по окончании рабочего дня в Вашингтоне, где находится штаб-квартира организации. Это означает, что вопрос со сменой статуса украинского долга окончательно закрыт, а главное никто так и не попытался продавить это решение. Впрочем, после 8 декабря, когда МВФ были изменены правила в отношении финансовой поддержки стран, это уже было и не столь нужно. Тем не менее, минфин Украины подтвердил, что несмотря на решение МВФ признать долг перед Россией официальным, вернуть эти 3 миллиардов долларов в срок и в полном объёме Украина не сможет.
  2. После этого, правительство Украины ввело мораторий на выплату России этих трёх миллиардов долларов. По словам Арсения Яценюка, это сделано в связи с тем, что Москва отказалась принять предложения Киева о реструктуризации задолженности. Таким образом, фактически Украиной объявлен дефолт по государственным суверенным обязательствам, но из-за изменений правил МВФ это оставляет возможность получать финансовую помощь.
  3. Тем не менее, проблемы с получением финансовой помощи от МВФ у Украины всё-таки могут возникнуть, но это обусловлено уже не дефолтом по официальному долгу, а тем, что она не соблюдает требования фонда. В частности, на той же неделе Международный валютный фонд предупредил Украину о возможном прекращении программы кредитования. МВФ утверждает, что бюджет страны на 2016 год должен быть принят в соответствии с требованиями фонда, тогда как с принятием этого бюджета внутри Украины имеются определённые проблемы из-за внутриполитических противоречий.
  4. Что же касается дальнейшей судьбы украинского долга, то 20 декабря (хотя ранее также фигурировала дата 22 декабря) закончился крайний срок погашения обязательств. В итоге, уже 21 декабря 2015 года правительством России было отдано распоряжение официально начать подготовку к судебному разбирательству. Иск России к Украине может быть подан через десять дней после просрочки платежей, то есть 30 декабря. Вероятнее всего, иск Россия подаст в самом начале января.
  5. Особо интересно то, как высказываются о перспективах судебного разбирательства профильные министерства России и Украины. В частности, замминистра финансов РФ Сергей Сторчак заявил, что Украина не имеет шансов выиграть судебный спор по поводу официального кредита России, а министр финансов Украины Наталия Яресько высказала надежду, что страны смогут договориться по долгу в досудебном порядке. То есть если оценивать не популистские высказывания политиков, рассчитанные на внутреннюю малообразованную аудиторию, а заявления профильных чиновников, то заметно, что украинская сторона не имеет большой уверенности в успешных перспективах судебного разбирательства и хочет их избежать.
  6. Тем не менее, противостояние Украины и России не ограничивается финансовой сферой. Активно развиваются взаимные санкционные действия: Украина продолжает давить Крым, а Россия отменяет беспошлинную торговлю из-за интеграции украинской экономики с ЕС.
  7. Премьер Украины Арсентий Яценюк заявил, что власти Украины намерены ввести полный запрет на ввоз товаров в Крым. Данные ограничения должны вступить в силу через 30 дней, после чего в Крым с Украины можно будет ввозить только личные вещи. Фактически это всего лишь легализация начавшейся ещё 30 сентября транспортной блокады Крыма, поэтому в полной мере это не является какой-то новой угрозой экономической безопасности полуострова.
  8. Ну а президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года договора о зоне свободной торговли в отношении Украины, плюс Дмитрий Медведев подписал постановление о введении режима наибольшего благоприятствования вместо договора о зоне свободной торговли с Украиной, а также о применении контрсанкций в отношении этой страны с 2016 года. Контрсанкции будут аналогичны тем, которые были введены Россией против ЕС и США, так как интегрировавшись с экономикой Европейского союза Украина фактически становится его хозяйственным продолжением, а значит надо и расширять на неё санкции, чтобы обеспечить их полноценное применение.
  9. Тем временем, стала проясняться и ситуация вокруг санкций самого ЕС в отношении России, так как Совет ЕС продлил санкции в отношении Москвы на шесть месяцев — до 31 июля 2016 года. Данное решение было принято комитетом постоянных представителей Европейского союза 18 декабря, а вступить в силу оно должно 22 декабря. Это произойдёт, если ни одна из стран не изменит свою позицию и не направит возражение в письменном виде. При этом никаких новых санкций вводиться не будет — продление носит технический характер.
  10. Оговорка про возможные возражения членов ЕС особо интересна, так как на прошлой неделе активно обсуждалась возможность блокировки автоматического продления антироссийских санкций со стороны Италии. Однако по данным Financial Times, Италия собиралась заблокировать автоматическое продление санкций против России, чтобы выразить своё возмущение немецкой поддержкой проекта «Северный поток-2». Якобы Рим потребовал обсудить новый газопровод в ходе саммита Евросоюза, который проходил 17 декабря. То есть либо Италия в принципе ничего не хотела, либо, если верить Financial Times, использовала это как элемент шантажа и привлечения внимания к совершенно другой проблеме.
  11. Так или иначе, пока нет никакой информации о том, что до 22 декабря какая-то страна реально намерена заблокировать продление санкций, поэтому особенно рассчитывать на это вряд ли стоит. Судя по всему, ЕС всё-таки пока не готов снимать санкции, но в дальнейшем рассчитывает на снятие остроты международной ситуации, чтобы просто аккуратно не продлить их в очередной раз.
  12. Однако похоже, что в отношении России начинают реализовываться новые угрозы экономической безопасности. В частности, после долгих дискуссий всё-таки снято эмбарго на экспорт сырой нефти из США. Это было одной из крупных конфликтных точек между республиканцами и демократами, но они были вынуждены пойти на компромисс: демократы поддержали снятие нефтяного экспортного эмбарго, а республиканцы — государственную поддержку «зелёной энергетики». В итоге, президент Обама заявил о готовности подписать такой бюджет страны, хотя до этого обещал наложить на проект вето.
  13. Очевидно, что возврат американских нефтедобытчиков на мировой нефтяной рынок может стать дополнительным фактором, который будет способствовать дальнейшему падению цен на нефть. Нефтяные котировки итак обновляют минимумы за всё большие промежутки времени. Это также связано с тем, что Комитет по операциям на открытом рынке Федеральной резервной системы США впервые с 2006 года повысил ключевую ставку на 0,25%.
  14. Повышение ставки ФРС способствовало выходу части спекулятивных капиталов из нефтяных ценных бумаг, что, вероятно, послужило дополнительным фактором давления на нефтяные цены. В итоге, по нефтяным котировкам за последнее время был нанесён ряд ударов, которые опосредовано являются ударами по экономики России, для которой доходы от продажи нефти являются важнейшим источником доходов.
  15. Не удивительно, что на этой же неделе наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман представил свой масштабный план экономических реформ, ориентированный на то, чтобы компенсировать удар низких нефтяных цен для национальной экономики. Судя по всему, все крупные игроки нефтяного рынка намерены продолжить противостояние за доли рынка и проверить конкурентов на прочность.
  16. В этом контексте примечательно то, что российские нефтяники за 2015 год усилили свои позиции в Азии. Они увеличили поставки почти на четверть и вытеснили Иран из пятёрки основных экспортёров на этот рынок. Тем не менее, средняя цена за баррель нефти по итогам 2015 года будет около 50 долларов, тогда как в 2016 году, при сохранении текущих тенденций, она может составить 30-40 долларов. То есть рентабельность нефтяной отрасли будет снижаться и может встать вопрос не просто сохранения позиций, а сохранения безубыточности.
  17. Тем не менее, представители «Газпром нефти» заявили, что для них рентабельность сохраняется даже при ценах на уровне 15 долларов за баррель, так что, вероятно, российские нефтяники вполне готовы к довольно жёсткой борьбе.
  18. Тем не менее, надо помнить, что снижение нефтяных цен давит на курс рубля, а значит повышает валютные издержки для всей российской экономики. РФ, конечно, довольно сильно зависит от нефтяной отрасли, но всё же пока имеет и другие отрасли, о которых также следует задумываться. В частности, официальный курс американского доллара, установленный Банком России на 21 декабря, поднялся на 74,1 копейки и составил 71,32 рубля, что стало новым рекордом ослабления национальной валюты Российской Федерации.
  19. Примечательные события произошли и в Международном валютном фонде, где наконец-то произошёл пересмотр страновых квот, в результате которого Россия вошла в десятку стран с наибольшей долей в капитале организации. Теперь в первой десятки находятся члены BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), являющиеся развивающимися экономиками, а также уже развитые экономики в лице США, Японии, Франции, Германии, Италии и Великобритании.
  20. На этом передел расклада сил в международной экономике не останавливается. В частности, на прошлой неделе Китай выступил за создание зоны свободной торговли в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Участники данной интеграционной группировки договорились, что поручат министрам торговли и экономики выработать конкретные меры в этом направлении.
  21. В свою очередь, Россия предложила начать консультации Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии по формированию возможных экономических партнёрств на принципе равноправия и учёта интересов.
  22. Особо примечательно, что премьер-министр России Дмитрий Медведев призвал партнёров по ШОС присоединиться к проведению операций в национальных валютах с РФ. Он напомнил, что на Московской бирже запущен пилотный проект — платформа по торговле валютными парами рубль-юань и рубль-тенге без посредничества доллара. Таким образом, проект постепенного вытеснения доллара из международных расчётов продолжает продвигаться.