Корпоративная и экономическая безопасность — логотип

Информационно-аналитический портал «Корпоративная и экономическая безопасность»

Оценка объёма глобального теневого банковского сектора за ноябрь 2013

Дата публикации: 21.11.2013

Согласно докладу Совета по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board, FSB) при G20, глобальный теневой банковский сектор за 2012 год вырос на 7%, что составляет 5 трлн долл., и достиг 71 трлн долл. (117% ВВП). Однако здесь под теневой экономикой понимается система кредитного посредничества финансовых институтов вне рамок регулируемой банковской системы. То есть данный сектор не обязательно является незаконным или неофициальным, речь идёт лишь о ненаблюдаемом характере экономических процессов.


По данной методологии, объём теневого банкинга оценивается на основе активов небанковских кредитных организаций. Исследование затронуло 25 юрисдикций и еврозону, в общей сложности 42 страны. В целом исследование охватило 80% мирового ВВП и около 90% активов мировой финансовой системы. На США и ЕС приходится 68% мирового теневого банкинга. При этом в США теневой банкинг уже превышает по своей доле в финансовых активах официальный банковский сектор (37% против 25%).

В России объём активов теневого банковского сектора вырос в 2012 году на 18%, тогда как в 2011 году его рост составил только 15%. То есть прирост теневого банковского сектора в России превосходит несколько раз общемировой. Это говорит о том, что российская финансовая система активно уходит в тень, опережая по развитию в этом направлении другие страны.

Прослеживается определённая корреляция и с мировым финансовым кризисом. Так в начале двухтысячных доля теневого банковского сектора в ВВП составляла около 87%, затем перед кризисом в 2007 году доросла до 124%, ну а после кризиса снизилась и сейчас составляет 117%.

Если рассматривать структуру теневого банкинга по долям отдельных сфер нерегистрируемой деятельности, то в общих чертах она имеет следующее распределение:

Структура теневого банкинга
Сфера Доля
Паевые инвестиционные фонды 15%
Фонды облигаций 12%
Брокерско-дилерский сектор 12%
Структурированные (гибридные) финансовые инструменты 8%
Финансовые компании 8%
Фонды денежного рынка 6%
И др.  

Причём для США в отношении гибридных финансовых инструментов наблюдается значительный структурный сдвиг, так как там доля этого сектора составляет 35%.

(Использованы материалы РБК.)